МААМ-картинки

Консультация «Сюжетно-ролевая игра с детьми младшего дошкольного возраста»

Валентина Тумайкина
Консультация «Сюжетно-ролевая игра с детьми младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

Сюжетно-ролевые творческие игры – это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

Публикация «Консультация „Сюжетно-ролевая игра с детьми младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явлений окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации и превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным «участником жизни взрослых» (Д. Б. Эльконин).

В играх детей младшего возраста наблюдается не сложный сюжет, в котором прослеживается логическая последовательность действий.

Ребенок стремиться определить для себя роль, может на какое то время увлечься ею. Однако интересы детей еще не устойчивы, малыш часто переключается с одной роли на другую, зачастую неоправданно меняет сюжет игры.

В младшем дошкольном возрасте большую роль играет подражание. Поскольку маленькому ребенку свойственны эмоциональность, впечатлительность, стремление ко всему яркому, не обычному, обогащение детей новыми знаниями и представлениями должно проходить живо и занимательно, что бы вызвать у малыша интерес, желание подражать. Здесь используются дидактические игры типа «Оденем куклу Таню», «У куклы Тани день рожденье», «Уложим куклу Таню спать» и др., драматизируются в лицах знакомые детям потешки, прибаутки; используются игрушки при чтении сказок, рассказов, стихотворений.

Во время наблюдений за трудом взрослых необходимо раскрывать перед детьми последовательность операций, по возможности вовлекать их в этот процесс «Возьми Сережа ложки и помоги мне их разложить», «Посмотри как Анна Павловна аккуратно, красиво режет хлеб».

Воспитатель должен систематически пополнять запасы игрушек и игрового материала с учетом развития представлений и знаний детей.

Чрезвычайно эффективен прием совместной игры педагога и детей, показ в игровой ситуации действий с игрушками, с предметами – заменителями. Например, воспитатель, привлекая в качестве помощника любимую детьми куклу Андрюшу, знакомит их с новыми игрушками. Андрюша приглашает детей в гости, угощает чаем, знакомит со своими друзьями, устраивает путешествия на поезде, автомобиле, разыгрывает сценки-загадки; устраивает у кукольном уголке веселые представления с участием кукол и игрушек в образах животных (медвежонка Вини-Пуха, зайца Степашки и др.).

В этом возрасте у детей возникает интерес к игре сверстников. В начале он проявляется в отношение к игрушке. Так у одной куклы появляются две мамы, у одного автомобиля – два шофера.

И мамы и шоферы согласовывать друг с другом свои действия с одной и той же игрушкой в силу возрастных особенностей еще не могут. Одна мама укладывает дочку спать, другая хочет вывести ее на прогулку; один шофер усаживает в автомобиль кукол, а другой их выбрасывает. Так возникает сора – каждый тянет игрушку к себе, хочет выразить в игре свои желания, интересы, проявить свои чувства. Не редко бывает так, что одержав верх над товарищем и заполучив игрушку, ребенок вскоре откладывает ее в сторону. Малышу скучно играть в одиночку, так как ему не с кем поделиться своими наблюдениями, переживаниями.

Хорошо зная характеры, интересы детей, педагог должен увлечь их совместными действиями с игрушкой. Так, можно сказать девочкам: «Как хорошо – у нашей Танечки две мамы. Лена, возьми сумку, сходи в магазин. Танечка проснется – захочет есть. А ты, Оля, убери пока в Танюшиной комнате – смотри-ка, все разбросанно.»

С возрастом у ребенка появляется стремление подражать игровым действиям сверстника и желание выполнять туже роль. Например: Катя с удовольствием играла с куклой. Она ее накормила обедом, уложила спать, а сама в это время убрала кукольную посуду в шкафчик, поправила стульчик возле стала, затем разбудила Настю, одела и пошла с ней гулять и здесь заинтересовалась игрой Миши. Он тоже с увлечением играл с грузовиком. Кате захотелось покатать свою дочку и стала отбирать машину. Воспитатель строил в это время с другими детьми гараж. Она сказала: «Миша, твой грузовик уже устал работать, ему пора отдохнуть. Вези свой автомобиль в гараж. Катенька, сейчас машина отдохнет, а Миша построит в кузове скамеечки, что бы твоем дочке было удобно сидеть». С помощью педагога мальчик сделал в кузове скамеечки, заехал за Катиной дочкой. Другие дети тоже принесли своих кукол. Поместились все, так как грузовик был большой.

Приведенный выше пример свидетельствует о том, что тактичное и умелое вмешательство воспитателя помогло поддержать интерес детей к действию друг друга организовать совместную игру.

Совместная игра доставляет детям радость, так как создает возможности для обмена знаниями, активного речевого общения, проявления разнообразных эмоций. В такой игре создаются предпосылки воспитания у ребенка доброты, чуткости, отзывчивости; формируются навыки жизни в коллективе.

Таким образом в работе с детьми двух трех лет одной из важных задач является воспитание простейших навыков совместной игры. Поэтому необходимо помогать малышам развивать содержание игр, в которых возможны объединения из нескольких (2-3) человек.

Пример: Катю до трех лет подстригали дома, но к празднику мама решила сводить ее в парикмахерскую. Придя на следующий день в д/сад, девочка решила подстричь кукол, мишек, зайцев. Она забрала игрушки у товарищей, усадила перед зеркалом, вытащила расческу и приговаривая : «чик, чик, чик, все подстриглись, все красивые, всё, уходите домой» затем она бросила игрушки и пошла строить домик.

Воспитатель, зная, что и другие дети делали попытки играть в парикмахерскую решил поддержать эту игру: «Катя, ты парикмахер, да? А что же ты бросила стричь? Смотри, Степашка (заяц) пришел к тебе в парикмахерскую, и у заи косички растрепались. Лохматая какая девочка! Давай работать вместе. Это вот твое место: вот столик, зеркало, машинка (волосы стричь, расческа, одеколон, ножницы. А это мое – у меня тоже все есть. Так кто же следующий? А это Вова пришел с медвежонком Мишуткой! Здравствуйте, как подстричь вашего ребенка? Так, поняла. Садитесь на стул, а Мишутку посадите перед зеркалом. У нас отличный парикмахер – Катя. Она красиво стрижет. А ко мне кто придет делать прическу? Наверное Леночка. Ее дочке Ляле нужно заплести косички и уложить вокруг головки». Постепенно дети включились в игру: разобрали кукол, зверят, сели ожидать своей очереди в парикмахерской.

Исполняя в месте с девочкой главную роль, воспитатель прежде всего стремился поддержать ее интерес к игре, учил выполнять роль до конца и развивать содержание игры, согласовывая свои действия с действиями товарищей; наряду с этим решалась задача воспитания у детей дружеских взаимоотношений. Ребенок, выполняя свою роль вместе с педагогом, подражая ему, не только осмысливал и уточнял свои знания о труде взрослых, но и усваивал нормы общественного поведения.

Если малыш по-настоящему увлечен ролью, он играет всерьез, искренне переживая все чувства своего героя. Поэтому надо всячески поддерживать его интерес к определенной роли, обучать в ходе игры необходимыми умениями, подсказывать какие то действия, сообщать те или иные сведения. Отсутствие знаний, умений и навыков, которые необходимы для создания правдивого игрового образа в коллективной игре, приводят к распаду игры, к отказу от роли.

Таким образом, на данном возрастном этапе важное значение имеет непосредственное участие в игре воспитателя (игра с одним ребенком и показ в игровой ситуации разнообразных действий с любимой игрушкой малыша, разговор или диалог педагога с образной игрушкой). В играх воспитатель берет на себя главную, ведущую роль, объединяя детей для совместной деятельности. При этом он показывает искреннюю заинтересованность происходящим.

Публикации по теме:

Игра-основной вид деятельности детей дошкольного возраста.Игра-основной вид деятельности детей дошкольного возраста. .

Консультация для родителей о важности сюжетно-ролевой игры в развитии ребенкаКонсультация для родителей о важности сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка Игра-не пустая забава!Невозможно представить себе развитие ребенка без игры. Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Сюжетно-ролевая игра с детьми младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 19 октября 2014 в 13:34
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Сюжетно-ролевая игра с детьми младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Тумайкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД