Юханова Яна Евгеньевна
Консультация на тему «Роль взрослых в развитии речи ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда ребенок много болеет, по каким - то причинам часто отсутствует в детском саду. С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа над звукопроизношением. От своевременного формирования правильного произношения зависит общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а после поступление в школу – усвоение школьной программой.
Публикация «Консультация на тему „Роль взрослых в развитии речи ребёнка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Недостатки произношения могут быть результатом нарушений артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним. Чтобы предупредить дефекты речи, важно следить за развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты.
Чтобы научиться правильно и четко произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам произносить их. Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Необходимо оберегать органы слуха от постоянных сильных звуковых воздействий, а при заболеваниях органов слуха своевременно обращаться к врачу.
Следует беречь еще не окрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
Важное значение в усвоении и в правильном произношении звуков и слов, отводиться состоянию и сформированности фонематического восприятия. Благодаря ему, ребенок способен отличать одни звуки от других, различать близкие по звучанию слова: мал – мял, том – дом, рак – лак. Каждая фонема имеет определенные, только ей присущие акустические свойства, признаки. Речевой звук (фонема, как наименьшая единица речи, сам по себе не несет никакой смысловой нагрузки, но он является основным строительным материалом слова, от правильности и четкости произношения которого зависит чистота речи, правильное ее понимание окружающими.
Не рекомендуется чрезмерное форсирование речевого развития. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихи, учить произносить звуки, которые в силу не подготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны. Перегрузка ребенка непосильным для него речевым материалом может привести к заиканию, неправильному формированию звуков – боковые шипящие, горловое произнесение звуков [р].
Речь не передается по наследству, ребенок перенимает речевой опыт от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому, так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Нечеткая, торопливая речь взрослого отрицательно скажется на речи ребенка, впоследствии он может так же не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателями. Если дома говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то речь малыша будет такой же.
Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер.
В общении с ребенком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания, сюсюкать. Это ничего, кроме вреда, ребенку не даст – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Отрицательно сказывается на речи малыша частое употребление взрослыми слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а так же слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко – слоговом отношении. Если ребенок неправильно произносит какие либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или хвалить. В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен. Родителям важно знать, в какие сроки, и какие звуки ребенок должен произносить правильно. К 3 годам ребенок должен правильно произносить свистящие звуки, к 4 годам – шипящие, к 5годам – сонорные.
В нашей стране широко развита сеть оказания помощи детям с нарушениями речи. В дошкольных учреждениях ежегодно проводятся обследования детей логопедами. Исправление речевых недостатков осуществляется в спец. детских учреждениях: диагностические ясли, компенсирующие группы в ДОУ комбинированного вида, в поликлинике по месту жительства.