Анна Богданова
Консультация «Планирование работы по патриотическому воспитанию вне специально организованных занятий»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов на тему:
«Планирование работы по патриотическому воспитанию вне специально организованных занятий»
Подготовила: старший воспитатель Булгакова А. В.
Слайд 1. Патриотическое воспитание детей является одной из основных (важнейших) задач дошкольного учреждения.
Публикация «Консультация „Планирование работы по патриотическому воспитанию вне специально организованных занятий“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Патриотическое воспитание. Планы
- Темочки
Слайд 2. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Слайд 3. В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патрио-тизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства к Отечеству, уважения к его символике.
Слайд 4. Многие события и факты не осознаются детьми в полной мере с глубоким пониманием проблемы. Но пропуская их через свое детское мышление, восприятие, дошкольники получают ценные ориентиры на гражданственность, патриотизм, трудо-любие, здоровый ритм жизни. Начиная знакомство с малой Родины, дошкольники по-степенно усваивают свою принадлежность к большой Родине России.
Слайд 5. Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции, обще-ственные события (дома, детского сада, родного края) и т. д. Причем эпизоды, к кото-рым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать де-тям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Содержание и методы патриотического воспитания должны соответствовать возраст-ным особенностям детей.
Слайд 6. Работу по воспитанию патриотических чувств у дошкольников можно раз-бить на тематические блоки для удобства детского восприятия :
• «Вместе дружная семья»
• «Детский сад»
• «Труд взрослых»
• «Родной город»
• «Родная страна»
Слайд 7. I блок «Вместе дружная семья»
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начи-нается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам.
В младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близ-кому в семье человеку маме. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи.
В течение года воспитатель расспрашивает детей о других членах семьи и, таким об-разом постепенно подводит детей к пониманию того, что такое семья.
В среднем возрасте идет углубление представлений детей о семье (ее членах, род-ственных отношениях) и ее истории.
Дети старшего дошкольного возраста узнают, где и кем работают их родители, как важен для общества их труд. Необходимо рассказывать детям о воинских наградах де-душек, бабушек, родителей. Дети старшего возраста знают свой домашний адрес, те-лефон, имя и отчество родителей.
Слайд 8. II блок «Детский сад»
Большинство детей в младшей группе приходят в детский сад из семьи, поэтому в начале учебного года воспитатель знакомится с детьми, знакомит их друг с другом; с помещениями, с участком, с территорией детского сада. Вся работа проходит в сов-местной деятельности педагога и детей - это посещение помещений, беседы с детьми, дидактические игры, чтение художественной литературы, целевые прогулки. Воспита-тель рассказывает о том, что работники детского сада делают для детей, как они забо-тятся о них и о том, что их окружает, объясняют необходимость беречь свой детский сад.
Детей средней группы продолжаем знакомить с детским садом, закрепляем представ-ление ребенка о себе как о члене коллектива. Можно привлекать детей к обсуждению оформления групповой комнаты.
В старшем возрасте приобщаем детей к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями. Дети принимают участие в оформлении развивающей среды дошкольного учреждения.
Слайд 9. III блок «Труд взрослых»
Детей младшей группы прежде всего знакомим с трудом сотрудников детского сада, постоянно подчеркивая их заботу о детях. В первую очередь детей знакомят с трудом помощника воспитателя, с которым дети сталкиваются каждый день, а также с трудом медицинской сестры, повара. Основной метод ознакомления с трудом взрослых - наблюдение.
За трудом шофера и дворника дети наблюдают во время прогулки. Знания закрепля-ются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтении некоторых произведений художе-ственной литературы.
Главная задача - вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им по-сильную помощь.
В средней группе продолжаем знакомить с профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач)
В старшем возрасте расширяем представление детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Знакомим с профессиями учителя, врача, строи-теля, работников сельского хозяйства, торговли и др. ; Необходимо рассказать о зна-чимости их труда, и о том, что для облегчения труда используется разнообразная тех-ника.
Слайд 10. IV блок «Родной город»
Воспитание любви к родному городу - одна из задач патриотического воспитания де-тей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Начинается знакомство с близлежащих улиц, домов. Дети рассматривают дома, воспитатель обращает внимание на то, что домов много, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Положительного результата можно достичь только си-стематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий.
В среднем возрасте, воспитывая у детей любовь к своему городу, рассказываем о са-мых красивых местах родного города, его достопримечательностях, подводим их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и ма-леньких, есть много общего.
В старшей группе расширяем представления детей о Родине на основе знакомства с городом, в котором они живут. В доступной форме знакомим с географическим рас-положением, его достопримечательностями.
Слайд 11. V «Родная страна»
Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. Работа по данной теме тесно связана со знакомством с родным городом. Воспитатель обращает внимание детей на празднично украшенные улицы родного города, украшает группу к праздникам. После праздников, беседуя с детьми, спрашивает, где они были на празднике, что видели. Ненавязчиво воспитатель знакомит детей с культурой своего народа: рассказывает русские народные сказки, иг-рает в народные игры, читает и разучивает народные потешки, рассматривает предметы народно-прикладного искусства, постоянно подчеркивая, что все это придумал, сделал русский народ.
В среднем дошкольном возрасте у детей впервые отчётливо проявляется интерес к яв-лениям общественной жизни. Об этом свидетельствуют вопросы детей к воспитателю и друг к другу. Углубление представлений детей о родной стране происходит в процессе ознакомления с главным городом нашей страны - Москвой. Рассматривая иллю-страции, слушая чтение книг, дети узнают и запоминают, что в Москве есть Кремль, Красная площадь. Закрепляют полученные знания дети в конструктивной, продуктив-ной, коммуникативной игровой деятельности.
В старшем дошкольном возрасте знания о родной стране приобретают более широкий и глубокий характер. Дети должны знать, что наша страна Россия, в ней много городов, деревень, сёл. Необходимо расширять знания детей о Москве, Санкт-Петербурге. Знакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.
Слайд 12. Формы работы по патриотическому воспитанию
Младший возраст:
наблюдения;
беседы
рассматривание фотографий;
рассматривание иллюстраций;
рассматривание изделий народных мастеров;
использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разу-чивание песен, игр);
с/р игры «Дом», «Семья», «Детский сад»;
чтение художественной литературы
Слайд 13. Средний возраст:
показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе;
рассматривание фотографий, участие в общественных и календарных праздни-ках;
участие детей в посильном общественно-полезном труде;
организация тематических выставок;
знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр. ;
ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т. д.);
использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разу-чивание песен, игр);
прослушивание аудиозаписей (гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр.)
беседы о родном городе, стране, ее истории;
экскурсии и целевые прогулки (экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т. д.)
Слайд 14. Старший возраст:
беседы,
брейн-ринги, круглый стол, посиделки, кинолекторий, просмотр презентаций, викторины, обмен традициями семьи, проектная деятельность, экскурсии на из-вестные объекты: «Узнай, где это расположено», «Мой дом самый красивый», «Кто это делает?»,
КВН совместно с родителями «Все ли мы знаем о своем городе?»,
дни открытых дверей, туристические походы с семьей по местам боевой славы,
иллюстрирование своего города, зарисовки к календарным праздникам, конкурсы на лучшую газету семьи, плакат к празднику, презентация самодельных книг, изготовление подарков и праздничных открыток ветеранам и воинам Российской армии,
создание музея «Никто не забыт»,
игровые программы,
акции «Помогите синичке», «Не рубите елочку – зеленую иголочку»,
развлечения «Выставка дымковских игрушек», «Масленица», «Осенины», «Рус-ские матрешки»,
игры по воспитанию патриотизма у дошкольников классифицируются на дидак-тические: «Чьи родители это делают?», «Узнай, что растет в нашем крае», «Рас-скажи, где ты был»
сюжетно-ролевые: «Профессии», «Театр», «Школа», «Супермаркет», «Поликли-ника», «Библиотека»
подвижные: «Мы туристы», «Военные сборы»
Слайд 15. Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к про-цессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заме-нить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направ-ленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нрав-ственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Формы работы с родителями.
-Семейные вечера
-Музыкально – литературные композиции
-Тематические выставки
-Рукописные журналы
-Выставки рисунков, плакатов
-Консультации и рекомендации
-Анкетирование
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вы-звать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.
Слайд 16. Спасибо за внимание!