Арина Саб
Консультация «Ошибки семейного воспитания и родительские директивы» и их влияние на жизнь ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему «Ошибки семейного воспитания и родительские директивы» и их влияние на жизнь ребенка»
Этот термин введен Р. и М. Гулдингами в книге «Психотерапия нового решения». Что же означает это слово? Директива – это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями, за неисполнение которого ребёнок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно – собственным чувством вины перед родителем.
Публикация «Консультация „Ошибки семейного воспитания и родительские директивы“ и их влияние на жизнь ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
12 основных директив, закладываемые родителями
Что говорит родитель? Что чувствует ребенок?
1. «Не живи!»
«Глаза бы мои тебя не видели!»
«Чтоб ты провалился!»
«Сколько тревог ты мне принес (ла!»
«Я не сделал (а) карьеру из-за тебя!»
«Мне не нужен такой плохой ребенок!»
«Всё свое здоровье отдал (а, чтоб тебя воспитать!»
Родитель перекладывает на ребенка ответственность за свои нерешенные проблемы;
У ребенка закладывается умозаключение- «лучше бы мне не рождаться», что может приводить к саморазрушающему поведению;
Такая директива не дает возможности ребенку развиваться, строить планы и достигать целей.
2. «Не будь ребенком!»
«Что ты себя ведешь как маленький!»
«Перестань ребячиться!»
«Ну, когда ты уже повзрослеешь!»
«Не будь маленьким!» Состояние неопытности ребенка, воспринимается как нечто ужасное и подавляется.
3. «Не расти!»
«Мама тебя никогда не бросит!»
«Ты еще мал (а) для такого!»
«Ты считаешь себя слишком взрослым!» Мотив такого поведения со стороны родителей – нежелание отпускать своего ребенка во взрослую жизнью Детям с такой директивой кажется, что они никогда не вырастут, они не мыслят свою жизнь без родителей.
4. «Не чувствуй!»
«Как тебе не стыдно бояться!»
«Как ты смеешь злить на маму?»
«Не сахарный- не растаешь!» Ребенок начинает относиться к свои ощущениям с недоверием, прятать свои эмоции, поступать в соответствии с ожиданиями других.
5. «Не достигай успеха!»
«У тебя не получится, давай я сделаю!»
«У меня в твоем возрасте ничего этого не было!»
«У тебя руки, как крюки!»
В основе такой директивы лежит подсознательная зависть родителя к ребенок. Ребенок чувствует вину за свои успехи, ведь он добился чего-либо, а его близкие нет.
6. «Не думай!»
«Вырастешь-поймешь!»
«Ты что думаешь, что самый (ая) умная?»
«Не думай об этом, отвлекись!»
«Много думать вредно!»
«Не умничай!»
Став взрослым такой ребенок часто испытывает ощущение потерянности в тех случаях, когда нужно решить определенную проблему самостоятельно.
7. «Не будь лидером!»
«Делай как все!»
«Ты что самый (ая) умный (ая?»
«Тебе больше всех надо?»
«Не высовывайся!» В будущем человек, получивший такую директиву, находит все возможности для того, чтобы уйти от ответственности, даже в тех ситуациях, где она от него требуется. Такой ребенок будет всячески избегать инициативы, испытывать чувство неполноценности по сравнению с другими, скрывать свои возможности и способности.
8. «Не принадлежи!»
«Ты – моя единственная опора!»
«Что же я без тебя буду делать?»
«Ты у меня особенный (ая!»
«Я от тебя такого не ожидал (а!» Смысл такой директивы: ты никому не можешь принадлежать кроме меня.
Став взрослыми такие дети чувствуют себя «не такими как все», особенными, не смогут найти себе равную по теплоте и комфорту группу и будут тянуться в сторону родительского дома.
9. «Не будь близким!»
«Мужчины (женины) непостоянны, с ними надо быть осторожнее»
«Ты думаешь ты нужен (на) ему (ей) со своими чувствами?»
«Никому нельзя доверять!»
«Не откровенничай с другими людьми»
Ребенок считает, что нельзя доверять никому, кроме родителей. Тем самым в будущем у него возникают трудности в установлении отношений с др. людьми.
10. «Не делай!»
«Сделаешь задание, когда я приду с работы!»
«Сначала я начну, а ты посмотришь, а потом будешь делать сам!»
«Не мешай мне делать дела!»
«Я сама это сделаю, у тебя не получится!»
Смысл этой установки расшифровывается так: «не делай сам – это опасно, за тебя буду делать я». Родитель пытается жить за своего ребенок, не позволяя ему получить необходимый жизненный опыт.
11. «Не будь самим собой!»
«Делай как я!»
«А в твоем возрасте!»
«Посмотри на меня, перед тобой живой пример…»
«Почему у других получается, а у тебя нет!»
«Если бы ты был (а) девочкой (мальчиком, то у меня было бы меньше проблем!»
У ребенка вырабатывается постоянное недовольство своим нынешним состоянием и провоцировать к гонке за чужим успехом.
12. «Не чувствуй себя хорошо!»
«Не смотря на то, что он (а) слабенький (ая, он (а) всё успевает!»
Ребенок учится использовать свою болезнь и плохое самочувствие с целью получения выгоды, научиться симулировать болезнь.
У него создается ощущение, что болезнь повышает всю ценность его действии.
Что же происходит в этот момент в голове ребенка? Есть два варианта развития событий. В первом варианте ребенок адаптируется под требования взрослых, научится скрывать свои истинные качества и желания, но перед этим внутри него произойдет внутренний конфликт. Он не будет понимать, чем он так плох и почему при всём старании его поведение не нравится родителям. Из всего этого может возникать нервное напряжение, неврозы, апатия, тревожность. А во втором случае, ребенок может начать активно сопротивляться, грубить, устраивать истерики и скандалы, тем самым провоцируя открытый конфликт.