Татьяна Кывыржик
Консультация «Дидактическая игра в умственном воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В программе говорится:
«С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.).
Публикация «Консультация „Дидактическая игра в умственном воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Воспитатель использует игру, как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающем».
Большое значение в умственном развитии детей имеют игры математического содержания. Они вводятся в занятие и в повседневную жизнь детей, выполняя при этом разные функции: выявления, закрепления, знаний, умений, способов действий, сообщения новых знаний.
Например, при проведении в средней группе игры «Что я вижу?», педагог выясняет знания детей о признаках величины предметов (высокий, низкий, длинный, короткий) и об их пространственном расположении (вверху, внизу, слева, справа).
Организуя игру «Чудесный мешочек» со старшими дошкольниками, воспитатель уточняет знания ребят о геометрических фигурах, с которыми их знакомили в предыдущей возрастной группе.
В ходе учебной деятельности у дошкольников формируются математические представления, которые закрепляются в дидактических играх : «Найди свой дом», «Подбери колеса к поезду», «Каждого жучка на свой листок», «Три медведя», «Одень куклу на прогулку» и т. д.
Некоторые игры являются средством сообщения новых знаний: «Подбери ключ к замку», «Составь фигуру», «Найди пару».
Они в основном проводятся, как часть занятий по развитию элементарных математических представлений. Для того, чтобы дети качественно усваивали полученные на занятиях знания, нужно организовывать систематическую работу по закреплению получаемых представлений через дидактические игры математического содержания вне занятия. Особое внимание надо уделять индивидуальной работе с детьми.
Дидактические игры должны прочно войти в жизнь каждой группы.
Этому должны способствовать – использование разнообразных форм методической работы.
Планируемые задачи должны предусматривать формирование у ребят таких умственных действий, как анализ, сравнение, обобщение, классификация, которые способствуют развитию сенсорных процессов, речи.
Так, в младших группах можно провести ряд игр на закрепление знаний о форме, величине, количестве предметов, полученных в ходе занятий «Помоги сказать», «Угадай, что у меня в руке», «Сделай так, как я скажу», «Подними цветочки». Игры типа «Подбери цветы» (грибок, «Найди пару».
Игры с вкладышами предусматривают уточнение таких способов, как наложение, приложение. Способствуют развитию умения сравнивать.
В средней группе при закреплении у детей навыков счета в пределах пяти можно провести игры: «У кого столько же?», «Будем считать».
Для развития глазомера при установлении отношений между предметами по величине проводятся игры: «Каждого жучка на свой листок», «Найди полоску такой же длины», «Какую лесенку выбрать?».
Такие игры, как «Домино», «Найди пару», направлены на закрепление представлений о геометрических фигурах.
Дидактические игры должны планироваться и проводиться не только в группе утром и во второй половине дня, а так же во время прогулки на участке детского сада.
Такие игры требуют достаточной площади и высокой двигательной активности детей.
Это: «Автомобили и гаражи», «Найди пару», «Кто больше увидит?», «Найди свой дом».
На прогулках также используются игры природоведческого содержания типа: «Найди листок такой же формы», «Найди дерево по листку».
Для определения места дидактической игры в системе обучения, ее роли в математическом развитии детей можно использовать метод наблюдения.
Наблюдения и последующий педагогический анализ игр позволяют выделить наиболее результативные приемы руководства воспитания, вскрыть недостатки в проведении игр. Особое внимание при анализе деятельности педагога надо уделять системе в проведении дидактических игр с детьми, пропускающих занятия из-за болезни.
Рекомендуется организовывать с ними игры один-два раза в неделю с целью лучшего усвоения программы по разделу формирования элементарных математических представлений.
Дидактические игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, умению применять полученные знания в новой ситуации.
ЛИТЕРАТУРА:
1. А. И. Сидорова «Дидактические игры в детском саду».
2. Е. А. Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».
3. Б. Никитин «Развивающие игры».
4. Н. П. Лишкова «Игры, игрушки и развитие способностей».