Юлия Волкова
Консультация для педагогов «Роль художественной литературы в духовно — нравственном воспитании дошкольников»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Лицей № 1 им. Г. С. Титова
г. о. Краснознаменск Московской области
Консультация на педагогический совет
Тема “ Роль художественной литературы в духовно – нравственном воспитании дошкольников ”
Подготовила воспитатель
Волкова Юлия Александровна
2023 год
Публикация «Консультация для педагогов „Роль художественной литературы в духовно — нравственном воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
В последние десятилетия нравственному воспитанию подрастающего поколения, как одной из первостепенных общественно – значимых задач уделяется все меньше времени и внимания. Что неизбежно ведет к росту ряда негативных тенденций. В первую очередь, возникает проблема отсутствия интереса детей к книге, чтению. Современные родители в большинстве своем предпочитают показывать детям мультфильмы, где герои нередко проявляют агрессию, непослушание, неуравновешенность и другие негативные черты, тем самым закрепляя их в еще формирующемся сознании дошкольников. Родители зачастую не осознают исключительной важности развития индивидуальности и личностно-духовных качеств детей. В результате в современном обществе, переживающем кризис в определении морально – нравственных ценностей и общепринятых норм поведения, отмечается нарастание детской агрессивности, жестокости, невоспитанности, эгоизма и др.
Выше перечисленные проблемы становятся актуальными для современного российского образования, в котором акцентируется внимание на духовно-нравственном воспитании населения, развитии культурного наследия и традиций страны, формирование морально-нравственных ценностей и норм общественной жизни. Задача “приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства” обозначена, как одна из ведущих в ФГОС дошкольного образования.
Стоит подчеркнуть, что приобщение детей к духовно-нравственным ценностям, воспитание нравственных качеств, развитие эмоциональной отзывчивости, гуманности, позитивного отношения к труду необходимо начинать с раннего дошкольного возраста. Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для развития нравственных качеств личности, так как дошкольники в силу своего возраста обладают высокой чувствительностью, отзывчивостью, подражательностью, способностью сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Следует отметить, что образовательный процесс, организованной в дошкольной организации, позволяет решать указанные задачи целенаправленно и планомерно, с использованием всей совокупности известных в науке методов и средств. Одним из важнейших средств нравственного воспитания, наиболее соответствующих возрастным особенностям дошкольников, является детская художественная литература, которая обладает познавательным, эстетическим и нравственным потенциалом.
Детская литература – это часть общей литературы, которая ориентирована на детей-читателей. Особенности детской литературы определяются, прежде всего, воспитательно-образовательными задачами и возрастом читателей. Ее содержание органически сливается с задачами и требованиями педагогики с учетом интересов, познавательных и возрастных возможностей детей. Еще одной особенностью детской литературы является то, что автор выстраивает диалог между героями и читателем, реализуя тем самым художественные и познавательные задачи.
Художественная литература расширяет детский кругозор, обогащает эмоциональный опыт детей, вызывает отклик на добрые поступки героев, что позволяет формировать художественный вкус и направленность личности. Через знакомство с художественной литературой дошкольники узнают о таких нравственных качествах, как доброта, честность, смелость, ответственность, совесть, справедливость, сострадание и т. д. Кроме того, художественное слово вызывает у детей желание переживать настроение, поступки и чувства литературных героев, вызывая особые нравственно-эмоциональные состояния в воображении детей. Художественная литература, воздействуя одновременно на ум и сердце, оказывает неоценимое влияние на личность дошкольника : расширяет его представления об окружающем, активизирует речь, формирует нормы общественного поведения, воспитывает нравственные чувства, развивает
эстетическое восприятие, приобщает к миру человеческих взаимоотношений, побуждает к добрым поступкам. Когда ребенок сопереживает героям литературных произведений, он начинает замечать настроение и чувства окружающих, стремится проявить помощь, участие, доброту, заботу.
Знакомиться с художественной литературой ребенок начинает практически с самого рождения, когда мама использует песенки, потешки, прибаутки, народные сказки. Литературное произведение, авторское или народное, позволяет ребенку обогатить свой эмоциональный опыт, ведь в любом произведении всегда проявляются этические черты народа, что позволяет эффективно влиять на становление нравственного сознания ребенка. В процессе чтения художественных произведений дошкольник накапливает опыт читательских переживаний, в результате чего привязывается к некоторым произведениям, выдвигает свои предпочтения, осуществляет свой личный читательский выбор. Помимо развития человеческих чувств, произведения художественной литературы способствуют развитию речи, обогащают словарный запас, дают языковые формы, словесные характеристики образа, что позволяет еще до школы освоить грамматические нормы родного языка.
В детском саду приобщение к художественной литературе начинается с младшего дошкольного возраста, развивается интерес к литературному творчеству, формируется эстетическое отношение к жизни, способность переносить знакомые сюжеты в собственную игру, проигрывать нравственные сюжеты и поступки любимых героев. Особенность литературы для младших дошкольников определяется тем, что произведение должно учитывать специфику читателя, который еще мало знает об окружающем мире и не способен воспринимать сложную информацию, поэтому литературным материалом для малышей являются преимущественно стихи и сказки, загадки, шутки, песни, потешки, скороговорки. В младшем дошкольном возрасте дети начинают знакомиться с русскими народными сказками: бытовыми, сказками про животных. Особенно младшие дошкольники любят стихотворные строки. После трех лет книжки с короткими стихотворными произведениями сменяются более сложными, основанными на игровых сюжетах, например, произведениями С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и др. Стихотворные сказки переносят детей в воображаемый мир, где дети, распределив между собой роли, начинают жить внутри игровой ситуации.
В средней группе дети учатся фиксировать внимание не только на содержании художественных произведений, но и выделяют нравственные качества героев. Чем старше дошкольник, тем сложнее становится сюжет, и любимыми произведениями становятся уже волшебные сказки с превращениями и путешествиями, победой добра над злом. Старшие дошкольники уже способны понимать и выделять главную идею литературного произведения, выразительные средства языка. Они могут различать жанры литературных произведений и особенности некоторых жанров, способны понимать юмористические произведения, которые вызывают у них положительные эмоции, активное обсуждение, учат различать добро и зло. Но главное, дошкольник должен уметь эмоционально воспринимать поступки литературных героев, тем самым постепенно овладевать своеобразным набором эталонов добрых поступков. Следовательно, главная функция художественной литературы – воспитательная, которая позволяет дошкольникам познавать жизнь, усваивать позитивное отношение к окружающему миру. При восприятии художественного произведения ребенок может представить определенную картину, переживает изложенные в рассказе события, становясь их непосредственным участником. Чем ярче и сильнее эти переживания, тем устойчивее и богаче его чувства и представления. Через собственное воображение литература позволяет развивать чувства и отношения, формируя положительные и отрицательные эмоции: любовь, сочувствие, заботу, сострадание, желание помочь и т. д.
Детская литература, обладая своими специфическим особенностями, выполняет ряд важнейших функций. Прежде всего, эстетическую, связанную с развитием особых эмоций, возникающих при восприятии литературных произведений. Через художественные эмоции читатель переносится в мир фантазии, испытывая наслаждение от прочитанного. Познавательная функция заключается в знакомстве маленького читателя с миром людей, предметов и явлений, о многом дети узнают именно из книги. Нравственная или воспитательная функция детской литературы позволяет приобщать детей к нравственным ценностям, активно включая их в процесс самовоспитания. Функция социализации состоит в том, что литературные сюжеты и персонажи приобщают ребенка к жизни в социуме, предлагают стереотипные правила поведения в определенных ситуациях, помогают разобраться в поступках окружающих людей, усвоить оптимальные способы общения и взаимодействия с окружающими, знакомят с миром профессий и взаимоотношений взрослых, дальними странами, природой, дают образцы мужского и женского поведения, закладывают основы мировоззрения и т. д. Все эти функции определяют важную роль литературы – развивать и воспитывать через художественное слово.
Характерные черты детской литературы :
1) темы произведений соответствуют возрасту и интересам детей;
2) “детский язык”, простое и лаконичное изложение текста;
3) в каждом произведении должно быть определенное путешествие или приключение, которое удерживает детский интерес;
4) в содержании произведения должно быть много диалогов между героями, между автором и читателем;
5) каждое произведение должно учитывать объем содержания в соответствии с возрастом дошкольников;
6) книжное издание должно иметь большое количество иллюстраций и рисунков, соответствующих содержанию и логике произведения;
7) в конце добро всегда побеждает зло.
Таким образом, восприятие и чтение художественной литературы расширяет кругозор, обогащает чувственную сферу детей, служит средством воспитательного воздействия.
Важную роль играет воспитатель в анализе содержания литературного произведения после его прочтения. Чтобы заинтересовать детей художественной литературой, нужно учить их осознавать главную идею произведения, понимать мотивы поступков героев, поэтому следует беседовать с детьми о прочитанном, делая акцент на качествах героев. В ходе беседы воспитатель учит выделять главную мысль произведения, отвечать на вопросы, предлагать свои пути выхода из ситуации. Такую беседу с анализом необходимо проводить с детьми после каждого прочитанного произведения.
Приобщение детей к художественной литературе сопровождается множеством проблем, одна из которых грамотный отбор произведений для детей. Умение правильно формировать круг детского чтения – основное профессиональное умение педагогов дошкольной организации. Само формирование круга детского чтения является сложным процессом, требующим знания истории и современного состояния отечественной детской литературы, психологии дошкольного возраста. При отборе литературных произведений важно учитывать цель их предназначения: для чтения и рассказывания или исполнительской деятельности. Важно подчеркнуть, что отбор книг для детей необходимо осуществлять с учетом особенностей развития внимания, мышления, памяти и круга интересов детей. Существует несколько групп детских художественных произведений :
1) русское народное творчество и творчество народов мира (сказки, загадки, потешки, былины, легенды, пословицы и поговорки, небылицы и др.);
2) произведения отечественной и зарубежной классической литературы;
3) современная литература для детей.
ФГОС дошкольного образования формулирует задачи ознакомления дошкольников с художественной литературой в двух направлениях :
1) речевое развитие, которое включает в себя знакомство с книгами, обучение пониманию текстов различных жанров детской литературы;
2) художественно-эстетическое развитие, которое предполагает развитие восприятия произведений и фольклора, формирование нравственных качеств;
На основе этих задач выделяются общие критерии отбора произведений детской художественной литературы. Прежде всего, художественное произведение должно сочетать в себе познавательное, воспитательное и художественное начало. Педагогические принципы ориентируются преимущественно на воспитательную ценность произведения, а также на доступность, наглядность, занимательность и динамичность сюжета. Психологические принципы учитывают главным образом возрастные особенности детей, необходимость развивать концентрацию и переключение внимания, чтобы предотвратить быструю утомляемость, расширять социальный опыт, объем памяти и пр. Как уже говорилось выше, чтение художественной литературы оказывает значительное психологическое воздействие на эмоциональную сферу дошкольника. Однако, это происходит только при условии сформированности интереса к чтению, поэтому необходимо, в первую очередь, стимулировать интерес детей к книге. Литературоведческие принципы предполагают знакомство со всеми видами и жанрами литературы : проза, поэзия, драма, знакомство с русской народной литературой и литературой народов мира. При отборе литературного произведения учитывается единство содержания, тематики, проблематики и идейно-эмоциональной оценки.
Важно уделять внимание прежде всего содержанию литературного произведения. Оно должно подходить для драматизации, поэтому обязательно наличие динамичного и последовательного игрового сюжета, ярких характерных героев, диалогов и действий персонажей. Сюжет литературного произведения должен побуждать ребенка к активному и самостоятельному его перенесению в игровую деятельность.
Отбор литературных произведений очень сложный и многогранный процесс, в котором уделяется внимание возрастным, временным, личностным, педагогическим и индивидуальным факторам построения образовательной деятельности в определенной возрастной группе. Здесь велика роль самого воспитателя, который должен знать, любить и понимать детскую литературу, следить за ее новинками, а также хорошо представлять интересы и возможности детей конкретной возрастной категории. Такой профессиональный взгляд на проблему поможет не только правильно отобрать литературу для дошкольников и познакомить их с разнообразными и “правильными” детскими книгами, но и сформировать интерес и избирательность маленького читателя, что в конечном счете будет способствовать развитию положительных нравственных качеств.
В группе детского сада важно, как можно более полно, реализовать воспитательные возможности книги, создавая определенные условия: доступность, ориентация на возрастные особенности, яркость, красочность, наглядность в уголке книги. Для того, чтобы формировать интерес детей к художественной литературе, важно не только учитывать критерии отбора к книгам, но и правильно создавать литературный центр в каждой группе. Он не только повышает интерес ребенка к детской книге, но и воспитывает бережное отношение к ней. Литературный центр должен быть спокойным, тихим, уютным, эстетически оформленным местом, желательно возле окна, где дошкольники могут самостоятельно пообщаться с книгой, рассмотреть иллюстрации, развернуть режиссерскую игру. Литературный центр наполняется книгами в строгой зависимости от возраста воспитанников.
Итак, художественная литература является сильным эмоциональным средством, который может воздействовать на мысли и сознание детей, формировать определенные нравственные качества и навыки поведения, воспитывать чувства и отношения дошкольников к окружающей действительности, обогащать социальный опыт воспитанников.