Татьяна Козодавина
Консультация «Музыка и речь»
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих
нарушение речи. Один из способов развития речи детей – дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания.
Связь музыки и речи очевидна : музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.
Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи.
Публикация «Консультация „Музыка и речь“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Музыка как и речь имеет интонационную природу. (Голос передает
эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски. И
музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер).
Исходя из этого, сочетание работы над речью детей-дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально.
Слушание музыки, пение, движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают пособность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями.
Рассмотрим подробнее разные виды музыкальной деятельности с точки зрения их эффективного воздействия на развитие речи детей.
Слушание безусловно формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку; звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия.
Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей. Пассивное восприятие имеет активизирующий эффект и может выражаться в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении групповых занятий, в самостоятельной деятельности детей, исключающей речевое общение. Активное восприятие выражается, например, в беседе о прослушанном музыкальном произведении. Такая беседа обязательно включает в себя характеристику эмоционально – образного содержания произведения и, следовательно, позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Полезно после прослушивания музыкального произведения и беседы о нем, предложить детям подвигаться под эту музыку и передать в музыкально – ритмических движениях ее характер, свои чувства, свое отношение к музыке. В слушании музыки огромное значение имеет выбор репертуара. Интерес детей повышается, если:
- музыкальные произведения обьединены общим рассказом
- музыкальные произведения принадлежат творчеству одного композитора (несколько занятий) и в заключении детям предложена музыкально-дидактическая игра «Узнай и назови произведение»
- музыкальные произведения сравниваются по содержанию и характеру, имея близкие или контрастные названия.
Пение – это безусловно тот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Общеизвестно, что пение развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Основное средство овладения языком и развитие речевой активности – это повтор. А пение как раз и мотивирует детей повторять слова и фразы в наиболее приятной форме: песенных куплетов и припевов. Получая несомненное удовольствие от певческой исполнительской деятельности, дети не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как пропевают их снова и снова. Вот почему большинство текстов детских песен состоит из повторяющихся односложных слов. Таким образом, пение по природе своей исклчает формальный и механический многократный повтор. Пение – это всегда радость, разнообразные эмоции, чудо творчества.
Кроме того, песни обеспечивают обучение хорошим языковым моделям, которые легко воспроизводятся, потому что речевой поток сопровождается музыкой.
Еще одно эксклюзивное преимущество песен: в песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей, особенно для тех, кто имеет речевые проблемы. Неосознанно для детей происходит удивительная образовательная деятельность – изучение основ поэзии.
Перечислим кратко еще ряд преимуществ певческой деятельности для развития речи:
пение помогает понять ритмический строй языка, так как детям приходится пропевать каждый слог
пение требует более четкой артикуляции со стороны как педагога, так и детей
совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи
прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность
песни пополняют словарный запас детей, знокомятся с новыми понятиями
песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений
очень полезны для развития речевой деятельности песни, стимулирующие образное мышление
пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга и уважать.
Музыкальная ритмика безусловно оказывает коррективное воздействие на речь детей. Л. Генералов сказал :»Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка».
Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы.
Для развития речи детей мы отмечаем важным в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.
Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – пальчиковая гимнастика под музыку. Связь мелкой моторики и речевого умения установлена давно. Е. Железновой предложена методика использования пальчиковых игр под музыку. Она позволяет эффективно решать задачи речевого развития.
Особо следует остановиться на логоритмике. Логоритмические упражнения – еще одна методика, опирающаяся на связь слова музыки и движения. Она
включает в себя речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Целью речевых логоритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи логоритмики:
- развитие слухового внимакния
- развитие фонематического чувства
- развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомики
- развитие слухо-зрительно-двигательной координации
- развитие речевой моторики
- развитие дыхания
Обучение игре на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики.
Специальные оркестрово-исполнительские умения связаныв с овладением ребенком приемами игры на том или ином инструменте. В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты (бубны, деревянные ложки, маракасы, треугольники).Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и
Мелкой моторики детей. Ведь ребенок, извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети
овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд. Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка. Поэтому очень важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. накапливая таким образом бесценный слуховой опыт.
Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии активной речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них. Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества. Встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьезные обучающие и развивающие максимально результативно.