Елена мельникова
Консультация «Музейная педагогика»
Фундаментом педагогики музея является идея погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду, которая может включать в себя произведения искусства, старины, экспонаты педагогического содержания. Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического воспитания подрастающего поколения.
Публикация «Консультация „Музейная педагогика“» размещена в разделах
Понятие «музейная педагогика» было введено в научный обиход в конце 19 века в Германии и первоначально понималось как направление музейной работы с учащимися. Как особая область знаний и исследований музейная педагогика начинает формироваться в 60-ые гг. ХХ века (первые центры музейной педагогики появились в Берлине, Кёльне, Мюнхене и Нюрнберге, в нашей стране термин «музейная педагогика» начал употребляться только в 70-ые годы ХХ века.
Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной, Л. В. Пантелеевой, Н. А. Рыжовой и др.).
Еще в начале ХХ столетия (Н. Д. Бартрам, С. Т. Шацкий, Ф. И. Шмит и другие) доказывали необходимость приобщения к музейной культуре детей младшего возраста. С 90-х годов ХХ века проводится работа, направленная на приобщение старших дошкольников к наследию духовной и материальной культуры средствами музея.
Зачем же она нужна, музейная педагогика? Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, помочь ребенку стать творческой личностью. Формирует такую систему ценностей, при которой самым главным оказываются не деньги, а человеческие, нематериальные отношения. Она включает ребенка в сферу культуры. Социологические исследования показывают, что для большинства взрослых первое посещение музея оказывается и последним. Естественно, такое посещение не дает «пищи» ни для ума, ни для души. Следовательно, вводить зрителя в мир искусства необходимо постепенно, этап за этапом, раскрывая тайны мироздания и красоты. Как показывает практический опыт, чем раньше начинается работа по приобщению ребенка к музею, тем эффективнее будет педагогический результат.
Именно в дошкольном возрасте формируются различного рода практические, умственные и художественные способности. В их развитии важное место занимает общение детей с искусством, в процессе которого предусматривается решение воспитательных, развивающих и образовательных задач.
Концепция педагогического музея кукол основывается на программе «Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников на основе традиционной культуры народов Алтая», разработанной творческим коллективом МБДОУ ЦРР - «Детский сад № 217» г. Барнауле Алтайского края при научном руководстве Давыдовой О. И. к. п. н., доцента кафедры дошкольного и дополнительного образования Института психологии и педагогики АлтГПУ. Программа включает в себя несколько направлений по использованию краеведческого материала в работе с дошкольниками, предполагает изменение содержания общения с ребенком методами и средствами этнопедагогики, создание в дошкольном учреждении естественной этнопедагогической среды.
Реализация данной программы позволила сформулировать направление педагогического музея кукол с учетом этнопедагогического подхода.
Организованный в дошкольном учреждении Педагогический музей кукол, создает особую этнопедагогическую развивающую среду, способствующую нравственно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста. Этнопедагогическая развивающая среда содействует развитию внутреннего мира и потенциала детей, позволяет ощутить ребенку свое единство и равнозначность своей культуры с достижениями культур других народов, объединяет усилия по воспитанию детей, педагогов и родителей.
Новизна педагогического музея кукол : заключается в разработке педагогической системы работы с детьми средствами музейной педагогики с учетом этнопедагогической среды народов Алтая и сопредельных территорий.
Музей рассматривается нами как вариант учебной мастерской, образовательного пространства, местом проявления активности ребенка. Ребенок познает мир через все органы чувств, и радость его от впервые виденного, ощупанного, испробованного несравненно ярче, чем у взрослых, а потребность в таких ощущениях сильнее, поэтому педагогический музей должен подойти к детям, прежде всего методом чувственных восприятий и помочь в выработке «чувственной грамотности». У детей появляется желание увидеть, услышать, пощупать, попробовать, а также совершить открытия и что-нибудь сделать своими руками. С этой целью используется метод «музейных игр» (игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений).
С помощью новых технологий нашли пути взаимодействия с детьми, которые с одной стороны сохраняют преимущество детского творчества, а с другой – помогают ребенку овладеть средствами музейной педагогики. Опыт показал, что творческие результаты можно получить лишь в том случае, если использовать адекватные возрасту формы и методы работы, создать атмосферу, благоприятствующую раскрепощению, поощряющую проявления индивидуального восприятия и мышления, осмысления художественного образа; направленность содержания образовательно-воспитательного процесса ДОУ на ознакомление с культурой народов Алтая, природным, социальным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты.