надежда суббот
Консультация «Методика проведения занятия по основам безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Методика проведения занятия по основам безопасности»
Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости. Работу по формированию основ безопасного поведения у детей может проводиться в форме наблюдений, игр, рассматривании и беседы сюжетных картин. У большинства дошкольников не сформирован достаточныйуровень знаний и умений безопасного поведения :
Публикация «Консультация „Методика проведения занятия по основам безопасности“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
• в основном дети затрудняются в ответах по правилам дорожного движения;
• большинство старших дошкольников не знают об опасных насекомых, ядовитых растениях;
•Не знают точный домашний адрес, телефон.
Для детей дошкольного возраста работа по ОБЖ носит систематический, целенаправленный характер, в форме организованной непосредственной образовательной деятельности. Целью образовательной деятельности является: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Данная работа ведется через разнообразные формы проведения : игры, развлечения, наблюдения, беседы, педагогические ситуации, чтение художественной литературы, художественное творчество, проектную деятельность и экскурсии. Основным средством является чтение русских народных сказок «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Снежная королева» Г. Х. Андерсена. Эффективными также являются поговорки и пословицы. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей». Можно использовать детскую литературу («Кошкин дом» С. Маршака, «Путаница» К. Чуковского). Обсудить с детьми опасные ситуации, в которые попали персонажи прочитанных произведений, как им следовало правильно поступить в каждом из рассматриваемых случаев. Загадать загадки о бытовой технике, об электроприборах. Предложить детям нарисовать языки пламени на свече, печке, телевизоре, электроплитке.
«Ребенок на улице». Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Каждый педагог должен знать: правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинарного пешехода. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Полученные в учебной деятельности знания дети могут отразить в самостоятельной продуктивной деятельности: рисование, лепке, аппликации, конструировании. Во время режимных моментах, в самостоятельной деятельности педагог предлагает детям привести аналогичные примеры и разыграть ситуации правильного и неправильного поведения на улице. Можно также предложить детям ситуации-загадки: педагог описывает какую-либо ситуацию, дети ее оценивают и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения.
Учитывая важность игры для формирования знаний и умений безопасного поведения, использование игровых приемов в разных видах деятельности детей. Игровые приемы повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например: «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?».
Игровой персонаж – также очень эффективный воспитательный прием. «К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома». Игровое «как будто…» раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе?» Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).
Проигрывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.
Готовясь к проведению занятия, педагог должен учитывать опыт детей, имеющийся материал. При этом надо включать материал, помогающий развивать не только умственное активность ребят, смекалку, конструктивные умения, но и осуществлять разносторонние развитие детей, формировать у них такие жизненно важные качества, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию. Важно способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям.
Эту проблему, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей и поддерживать тесную связь инспекторами ГИБДД.
Таким образом, дети усвоят, что безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому надо стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим нужно уделять больше внимания организации различных видов игровой деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учит детей игра, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Вывод: воспитателю в работе по формированию знаний и умений безопасного поведения дошкольников важно постоянно вести наблюдения за поступками детей, понимать, что волнует детей, что, может быть, они неправильно понимают. Именно здесь воспитатель отмечает, как воздействовали на ребенка предусмотренные планом методы, удалось ли добиться цели и т. д. Для дальнейшего проведения игр воспитатель может включить в план именно ту информацию, которую дети усвоили недостаточно хорошо.