Папки-передвижки

Консультация «Метод арт-терапии как способ коррекции детских страхов»

Юлия Балашова
Консультация «Метод арт-терапии как способ коррекции детских страхов»

Статья на тему: «Метод арт-терапии как способ коррекции детских страхов»

Автор: Балашова Юлия Олеговна.

Педагог-психолог

МДОУ д / с комбинированного вида №5 «Золотой ключик» г. Люберцы

Арт-терапия – это метод психотерапии, значение которого заключается в лечении художественными приемами, такими как рисование, лепка, музыка, книги и др. Данный метод включает в себя различные виды творчества – это драма-терапия, музыко-терапия, терапия танцем, фото-терапия и др.

Публикация «Консультация „Метод арт-терапии как способ коррекции детских страхов“» размещена в разделах

Активное использование творческих средств, в коррекционной работе с детьми в России началось в конце XX в. Исследования по такому направлению проводили такие ученые как А. И. Копытин, А. А. Осипова, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е. Г. Макарова и др. они рассматривали арт-терапию, со стороны различны художественных приемов, входящих в нее. В широком значении арт-терапия – одна из форм психотерапии искусством, включающая также изо-, драма-, музыко-, танцевально-двигательную терапию и др.

Л. С. Выготский говорил о взаимосвязи между творчеством и игрой в окружении ребенка. Образы, которые воссоздаются в воображении детей, могут стать частью игры, а затем перебраться в рисунки детей. Ребенок может испугаться своего страшного рисунка или же радоваться веселому изображению. Он выделял два пути воздействия художественными образами:

• путь восприятия;

• путь деятельности.

Т. Ю. Колошина выделяет следующие функции арт-терапии :

1. Диагностическая – с помощью рисунка можно выявить основную информацию об его авторе.

2. Терапевтическая – исцеление личности происходит благодаря творчеству и возвращает целость индивиду.

А. И. Копытин рассматривает арт-терапию как направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобразительным творчеством. Арт-терапия может рассматриваться как одно из ответвлений так называемой психотерапии искусством наряду с музыкальной терапией, драматерапией и танцедвигательной терапией.

Арт-терапия используется для коррекции таких детских трудностей как : застенчивость, тревожность, страх, агрессия и др.

Методы арт-терапевтического воздействия помогают обнаружить скрытые и подавляемые чувства, мысли и эмоции ребенка. Так же помогают ребенку концентрироваться на своих чувствах и ощущениях и повышать самооценку. Методы данной терапии воздействуют через детские виды творчества, через рисование, игру, пение, танец. Это те виды самовыражения, которые доступны и нравятся детям.

Арт-терапия является наиболее эффективным методом воздействия на профилактику травмирующих ситуаций, с помощью творчества. С точки зрения творчества, данная терапия, не несет в себе посыла в научении рисованию. Она ориентирована больше на процесс, чем на результат. Поэтому метод арт-терапии так эффективен в работе с детскими трудностями.

Возможности арт-терапевтического воздействия несут в себе больше аспектов игровой деятельности. И из-за близости к повседневной жизни ребенка этот метод является более перспективным и доступным в работе с детьми. Так, например, с детскими страхами, ребенку очень трудно раскрывать свой страх и говорить о нем, и творческий путь может помочь положить начало в разрешение детских проблем. Далее следует момент олицетворение своего страха, в виде рисунка или фигурки из пластилина, которые можно закрыть в коробочке или же «уничтожить», как бы избавиться от страха.

Арт-терапевтическая работа со страхами состоит из нескольких этапов.

Первый этап - подготовительный, он включает в себя установление контакта с ребёнком или группой детей, рассмотрение новой обстановки и обсуждение правил работы.

Второй этап - начало преодоления страха, он включает в себя выявление проблемы. С помощью рисунка, сказки, музыки и др. ребенок изображает свой страх и смотрит на него как бы со стороны. Ребенок начинает самостоятельно манипулировать страхом, а не бояться его. Этап длиться до тех пор, пока выявленная проблема не понята ребёнком и повёрнута в позитивную сторону.

Третий этап - преодоление страха и неуверенности в себе, он включает в себе смену отношения ребёнка к страху, с образа, побеждённого на образ победителя. Происходит смена поведения ребёнка, он становится более уверенным в себе, что может проявляться в его творчестве.

Четвёртый этап - закрепление, он включает в себя дальнейшее умение использовать допустимые методы в борьбе со страхами. Для ребёнка не составляет труда справиться с появление страха самостоятельно.

Изотерапия — это арт-терапевтический метод, при котором идет работа с рисунками, подделками, аппликациями. Она помогает справиться со скрытыми страхами, учит понимать и выражать свои настоящие эмоции.

С помощью рисунков дети выражают свои внутренние чувства, эмоции и проживания. Искусство рисунка является целью высвобождения, облегчения, выражения насущной проблемы ребенка.

Материалы необходимые для работы при изотерапии:

1) различные виды красок, мягкие карандаши, восковые мелки, пастель, кисти, бумага – для создания рисунков;

2) бумага (цветная и обычная, газета, обои, фольга, открытки, ножницы и клей - для создания аппликаций;

3) кора, листья и семена растении, цветы, перышки, ветки, мох, камешки – для создания гербария;

4) глина, пластилин, дерево, специальное тесто, стека, специальная дощечка – для создания подделок.

Изотерапия включает в себя следующие этапы работы.

1. Свободное время перед творческим процессом, настрой на предстоящую работу.

2. Творческая работа, создание предмета, образа.

3. Процедура рассматривания результата.

4. Описание мыслей, эмоций, появившееся на предыдущем этапе.

О. А. Карабанова выделяет пять типов изотерапевтического занятия.

Предметно-тематический тип - рисование на заданную тему или определенного предмета.

Образно-символический тип - рисование эмоций, чувств, настроения и др.

Упражнение на развитие образного восприятия и воображения - рисование заданных упражнений развивающих фантазию такие как «На что похоже пятно», «Дорисуй фигуру».

Игры - упражнения с изобразительными материалами - исследование различных изобразительных материалов.

Задание на совместную деятельность - работа в парах, группах.

Сказкотерапия – это целенаправленное использование сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе. Она помогает детям избавиться от комплексов, найти выход из затруднительного положения, не терять веры в себя.

Функциональные преимущества сказкотерапии:

1. Сказка помогает разобраться в сложной жизненной ситуации. На примере персонажей можно рассмотреть альтернативные варианты поведения, поразмышлять к каким последствиям приводит каждый из них.

2. Выявление проблемы, с которой столкнулся ребенок, в простой доступной ему форме.

3. Развитие мышления, воображения и памяти.

4. Коррекция поведения. Ребенок при помощи героев смотрит на себя со стороны, видит собственные негативные качества, а также пример как можно исправить их.

5. Сказка несет свободу.

Содержание сказкотерапии может включать в себя чтение, придумывание, разыгрывание сказочного сюжета. Терапевтический эффект от сказки ребенок получает тогда, когда он мысленно погружается в нее и происходит обсуждение в уместных условиях.

В сказках, которые уже написаны, символически отражаются психологические проблемы, а значит, через сказку можно обратиться к авторскому или народному опыту, переосмыслить происходящее, увидеть пути решения проблемы.

Сказки, которые создаются или разыгрываются непосредственно с ребенком: дают выход эмоциям, ребенок начинает лучше понимать свои чувства и эмоции, лучше узнает себя.

Куклотерапия – действенный арт-терапевтический метод, при котором происходит самопознание и устранение неприятных переживаний.

Данный метод помогает развивать мелкую моторику, речь, воображение, память и мышление.

С помощью кукол проигрываются маленькие эпизоды из жизни ребенка. Проигрывание этих ситуаций помогает ребенку найти выход из нее, наделяют его позитивными личностными качествами.

Данный метод помогает :

• превратить недостатки ребенка в достоинства;

• сделать внутренний мир ребенка устойчивым и гармоничным;

• укрепить психическое здоровье ребенка;

• бороться с детскими страхами, застенчивостью, агрессивностью и т. д.

В куклотерапии используют, такие виды кукол как, куклы-марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные, теневые, веревочные и т. д.

Можно выделить следующие функции куклотерапии:

• коммуникативная функция – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

• релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения;

• развивающая функция – развитие психических процессов (память, мышление, внимание, восприятие и т. д.)

• обучающая функция – обогащение информацией об окружающем мире ребенка.

Пескотерапия – метод арт-терапии с помощью песка. Он способствует постепенному снятию внутреннего напряжения, тем самым предоставляя возможность разрешить болезненные переживания.

К. Г. Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.

Песочная терапия позволяет воссоздавать картину мира в специализированной «песочнице», дает возможность строить свой личный мир и ощущать себя его творцом. Также она помогает ребенку выражать свои чувства, проиграть их и решить те проблемы, которые его беспокоят.

Данная терапия хорошо помогает:

понять проблему, с которой столкнулся ребенок;

оказать первую психологическую помощь;

проработать страхи, агрессию, сложные и травмирующие ситуации.

В процессе провидения занятия выделяют три стадии игры с песком:

1) хаос;

2) борьба (конфликт);

3) разрешение конфликта.

Музыкотерапия – это арт-терапевтический метод коррекции страхов, поведения, двигательных и речевых расстройств, при помощи музыкального воздействия.

Музыкальная терапия состоит из трех этапов.

Первый этап «подстройка» – подбор первой мелодии, соответствующей настроению ребенка.

Второй этап «введение» - подбор второй мелодии, светлой, вселяющей надежду и дарующую утешение.

Третий этап «завершение» - подбор третей мелодии, вселяющей уверенность в себе и своих силах.

Различают несколько видов музыкальной терапии:

• пассивную – прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки;

• активную – проговаривание под соответствующий характеру музыки словесные комментария.

Слушая правильно подобранную музыку, с выполнением психогимнастических этюдов у детей снижается напряжение, раздражительность, а также мышечная и головная боль, восстанавливается спокойное дыхание.

Занятия по музыкальной терапии следует проводить в спокойной обстановке, без отвлекающих ребенка лишних факторов, также необходимо отрегулировать звук, чтобы были слышны все звуки музыки, и была возможность вести разговор во время занятия.

Влияние музыкальной терапией повлияет положительно на общее эмоциональное состояние детей если:

создать благоприятные условия для занятий;

составить методические приемы : специальные музыкальные упражнения, игры, задания;

подобрать специальные музыкальные произведения;

задействовать все органы чувств детей;

установить интеграцию музыкального воздействия с другими видами деятельности.

Музыкальная терапия, применяемая в доступной форме психокоррекционной работе с детьми, у которых присутствуют личностные проблемы, помогает им сформировать осознанное отношение к своим проблемам. Начать преодолевать их совместно со взрослыми.

Публикации по теме:

Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников»Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» Из опыта работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» «У каждого человека под шляпой – свой театр,.

Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания»Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Заикание – комплексное нарушение речи, с трудом поддающееся.

Консультация «Как избавить ребёнка от страхов»Консультация «Как избавить ребёнка от страхов» Страх испытывают многие дети. Некоторые панически боятся собак, кто-то боится спать один в комнате, кто-то боится темноты. Почему же ребёнок.

Консультация «Происхождение детских страхов» Каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте.

Мастер-класс «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми. Создание Сказочной Страны» Мастер-класс: «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми: Создание Сказочной Страны». воспитатель Хавшабо Е. И.

Метод арт-терапии «Аппликация из шариков». Работа с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленностиМетод арт-терапии «Аппликация из шариков». Работа с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности Арт-терапия — это упражнения для души и тела. Она поможет привести душевное состояние в норму, расслабиться и получить удовольствие. арт.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Нейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольникамиНейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольниками Мы уделяем большое внимание физическому здоровью детей, но при этом без внимания остается его психологическое здоровье (психика, эмоции).

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Применение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростковПрименение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростков Ни для кого из нас не секрет, что страхи серьезно усложняют жизнь детей, мешают полноценно развиваться и просто радоваться жизни. При этом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Метод арт-терапии как способ коррекции детских страхов»
Опубликовано: 12 ноября 2021 в 18:37
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Метод арт-терапии как способ коррекции детских страхов»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Балашова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД