Светлана Калинина
Развитие связной речи. Консультация логопеда для воспитателей младших и средних групп
▼ Скачать
Развитие связной речи.
Работа по развитию связной речи ведется в следующих направлениях
1. Обогащение словарного запаса.
2. Разучивание стихов.
3. Отгадывание загадок.
4. Обучение рассказыванию (рассказы-описания, рассказы по серии сюжетных картинок).
5. Пересказ художественных текстов.
Словарная работа.
Основная задача – уточнение имеющегося словаря и его обогащение.
Среди многих приемов словарной работы можно выделить следующие:
- Показ и называние нового предмета или действия. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета.
Публикация «Развитие связной речи, Консультация логопеда для воспитателей младших и средних групп» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Объяснение происхождения данного слова, например, кофейник – это посуда, в которой варят кофе и т. п.
- Упражнения на закрепление новых слов в самостоятельной речи.
Разучивание стихотворений.
1. Каждое новое стихотворение должно быть сначала выразительно прочитано воспитателем (желательно наизусть).
2. После прочтения стихотворения воспитатель говорит, что это стихотворение дети будут заучивать наизусть. Затем еще раз читает это стихотворение.
3. Далее воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить его основную мысль.
4. Воспитатель выясняет, какие слова детям непонятны, в доступной форме объясняет их значение.
5. Воспитатель читает отдельно каждую строчку. Дети проговаривают ее хором, а потом индивидуально (по возможности)
Желательно подобрать к стихам соответствующую картинку.
Работа с загадками.
Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов, кроме того, они расширяют кругозор, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление.
В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучивать наизусть.
Обучение рассказыванию.
Первые небольшие самостоятельные рассказы детей должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией. Например, воспитатель говорит: «Подойди к столу и возьми книжку». Потом обращается к ребенку: «Что ты сделал?» или «Что сделал Коля?» Составление таких рассказов по демонстрируемым действиям является неотъемлемой частью работы по развитию связной речи.
Рассказы-описания.
Этому процессу предшествует большая работа по сравнению предметов.
Сначала дети должны определить различия между предметами по их характерным признакам, а уже потом перейти к описанию сходных признаков.
Обучение детей описанию предметов проводится при прохождении каждой лексической темы. Навык описания предметов полезно закреплять в ходе таких видов деятельности как лепка, рисование, конструирование.
Рассказы по серии сюжетных картинок.
Серии картинок помогают ребенку разобраться в последовательности событий, способствуют уточнению значений известных слов и усвоению новых, новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования.
Некоторые приемы работы с сюжетными картинками.
1. Воспитатель раскладывает серию сюжетных картинок (в средней группе – 3 картинки, в старшей группе – 4-5, в подготовительной – 5-8) и читает рассказ. Дети следят и показывают соответствующую тексту картинку.
2. Воспитатель читает рассказ и сам расставляет картинки. Затем он их снимает и предлагает детям самостоятельно разложить картинки и повторить рассказ. В случае затруднений можно задавать наводящие вопросы.
3. Воспитатель читает рассказ, а дети должны в соответствии с ним разложить картинки.
4. Воспитатель начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить рассказ, правильно разложив картинки.
5. Дети рассматривают картинки, устанавливают их последовательность и составляют рассказ.
6. Составив рассказ по серии картинок, дети придумывают ему название, а также дополняют его предыдущими или последующими событиями.
7. После составления рассказа дети с помощью воспитателя передают его содержание в лицах.
Пересказ художественных текстов.
При подборе текстов для пересказа необходимо учитывать индивидуальные возможности детей.
ДО НАЧАЛА чтения воспитатель объясняет детям смысл трудных слов. Далее проводится небольшая беседа, подводящая детей к содержанию произведения.
Прочитав рассказ, воспитатель задает вопросы с целью выяснить, поняли ли его дети. Только после этого детей просят пересказать прочитанное.
На разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные виды пересказа:
1. Воспитатель пересказывает, а дети вставляют слово или предложение.
2. Можно задавать наводящие вопросы.
3. Перед началом пересказа воспитатель составляет план пересказа (можно применять опорные картинки).
4. Пересказ организуется «по цепочке», когда один ребенок начинает, следующий продолжает пересказывать. Этот вид работы помогает вырабатывать у детей устойчивое внимание, умение следить за речью других.
5. Часто применяется пересказ в лицах, типа простой драматизации.