Светлана Казьмина
Консультация для родителей «Дисциплина — это обучение правильному поведению»
▼ Скачать + Заказать документы
Большинство родителей согласится с тем, что в некоторых случаях требуются дисциплинарные меры воздействия. Но какие? Лучшим ли выходом будет закричать на ребёнка, поставить его в угол или просто отшлёпать?
Дисциплина- более широкое понятие, чем просто наказание в ответ на проступок. Этот термин происходит от греческого слова, обозначающего «учить». Дисциплина предполагает обучение детей правильному поведению. Маленькие дети не могут управлять своим поведением и держать под контролем внутренние побуждения. Они нуждаются в руководстве взрослых.
Публикация «Консультация для родителей „Дисциплина — это обучение правильному поведению“» размещена в разделах
Трёхлетние дети должны подчиняться установленным правилам. Они пугаются, если их предоставляют самим себе. Дети считают, что правила – это формы защиты, созданная заботливыми родителями. Даже если они нарушают одни правила, они учатся уважать другие.
Приёмами дисциплины являются объятия, поцелуи, похвалы, объяснения, установление правил и моделирование правильного поведения. Все эти приёмы должны использоваться в комплексе, чтобы добиться желаемого результата. Цель же наказания состоит в том, чтобы дети неукоснительно выполняли запреты родителей.
Рассмотрим мотивы.
В жизни часто возникают ситуации, когда родители сердятся на своих детей. Но ребёнок редко имеет намерение поступать плохо. Нежелательное поведение детей часто является побочным продуктом их любознательности.
Мышление трёхлетних детей ещё не настолько развито, чтобы они могли предвидеть последствия своих поступков. Главная забота родителей – принять меры предосторожности, чтобы избежать повторения необдуманных действий своих детей.
Обвинения и телесные наказания в конечном счёте не эффективны. Разумеется, родители, излив гнев, отведут душу, но не решат воспитательных проблем. Ребёнок огорчается, поскольку его родители расстроены, но он не знает, что сделал не так. Разве плохо быть любознательным? Ребёнок не знает ответа на этот вопрос, и нет уверенности в том, что он не совершит тех же ошибок в дальнейшем.
Есть и другие последствия такого подхода. Когда на ребёнка кричат, когда его стыдят, страдает его самолюбие. Родители не называли плохим его поведение. Они сказали, что плохой он сам. А если так, то нет смысла пытаться вести себя лучше. Кроме того ребёнок будет считать, что в случае разногласий с другими людьми он может применить физическую силу.
Установление правил.
Постоянная дисциплина не означает простого установления правил после того, как ребёнок сделал что-то недозволенное. Она предполагает воспитание у ребенка чувства ответственности. Правила должны быть изложены чётко и определённо. Например: «Все должны мыть руки перед едой».
Правила необходимо последовательно проводить в жизнь. Если ребёнок знает, что ему положено руки мыть всегда, он безоговорочно подчиняется. Если он знает, что садиться за стол с чистыми руками не всегда, то будет стараться нарушать это правило каждый раз. Он пытается сам решить, в каком случае можно мыть руки, а в каком не обязательно.
Правила нужно объяснять : «Все моют руки перед едой, чтобы в организм не попали микробы. У родителей обычно есть веские причины для установления тех или иных правил. Трёхлетние дети уже начинают воспринимать разумные доводы. Это прекрасное время, когда родители могут что-то объяснить ребёнку. Он будет следовать правилам сознательно, а не по принуждению.
Правила должны соответствовать уровню развития ребёнка, например, за то, что он рассказывает выдуманную историю (немного воображения полезно) или плохо ведёт себя в магазине (ему трудно приспособиться к необычной обстановке).
Правила должны быть выполнимыми и разумными по количеству. Не все аспекты жизни трёхлетнего ребёнка требуют установления строгих правил. Главное – его безопасность и уважение им прав других людей. Можно спокойно игнорировать, неопасные отклонения в его поведении, например, нытье и хвастовство. Как только ребёнок поймёт, что таким поведением он не привлечёт ничьего внимания, он прекратит это делать.
Избегайте конфликтов.
Разумеется, если ребёнок ведёт себя плохо, он нуждается в строгом воздействии. Однако родители могут предусмотреть возникновение многих конфликтов и избежать их.
Если убрать хрупкие и опасные предметы подальше от ребёнка, то не будет необходимости весь день твердить ему: «Нет, не трогай это, положи на место».
Родители должны признать, что иногда сами создают конфликтные ситуации. Это касается препирательств с ребёнком по поводу еды. Он уже достаточно созрел, чтобы иметь собственные желания. Если на него давить, это только усилит сопротивление. Лучше всего похвалить ребёнка, когда он ест хорошо, и не сердиться на него, если он отказывается от какого-нибудь блюда.
Если ребёнок собирается сделать что-нибудь запрещённое, вовремя отвлеките его.
Положительные эмоции.
Дети испытывают потребность в объятиях, поцелуях, похвалах и положительном к себе отношении. Они из всех сил стараются добиться этого. Малыши нуждаются в положительном внимании. Они даже могут нарочно вести себя плохо, чтобы только привлечь внимание взрослых. Вывод для родителей ясен : уделяйте внимание хорошему поведению и игнорируйте нежелательное.
Детям нужны положительные эмоции. Они должны получать их гораздо больше, чем отрицательных. Родителям поучительно было бы задуматься о том, что говорят своим детям.
По меньшей мете раз 20 в день родителям следует сказать ребёнку, как он себя ведёт. Подойдите к нему, когда он тихо играет с игрушкой или смотрит видеофильм. Положите руку ему на плечо или поцелуйте и скажите: «Мне нравится, как ты играешь с кубиками». Своё положительное отношение можно выразить быстро, чтобы не нарушать игры ребёнка. Просто дайте понять, что хорошее поведение не осталось незамеченным.
Очень важно часто хвалить ребёнка. Похвала – это способ передачи ему ваших ожиданий. Похвала развивает у ребёнка чувство уверенности в своих силах. Уверенный в себе ребёнок легче переносит замечания. Он понимает, что они касаются его поведения, а не его лично.
Родители должны следить за своим поведением и показывать ребёнку хороший пример. Дети очень наблюдательны и копируют поведение родителей.
Уважаемые родители! Помните, что дисциплина – это не просто слепое послушание. Чтобы из маленьких детей получились дисциплинированные взрослые, им нужны терпеливые и любящие учителя.