Анастасия Мальцева
Развитие творческих способностей детей. Консультация для воспитателей «Литературные игры для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
Литературные игры для детей дошкольного возраста
". в игре человек испытывает такое же
наслаждение от свободного обнаружения
своих сил,способностей,
какое художник испытывает во
время творчества"
(Ф. Шиллер)
Литературные игры – одно из средств развития творческих способностей детей : речевых, изобразительных, артистичных. Использование литературных игр имеет большое значение в развитии коммуникативных способностей детей, также развиваются интеллектуальные способности ребёнка, основанные на памяти, мыслительных операциях.
Публикация «Развитие творческих способностей детей, Консультация для воспитателей „Литературные игры для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Придумывание, создание и проведение таких игр с ребёнком или группой детей не потребует больших материальных и временных затрат.
В каждой группе наверняка найдётся стопка старых детских книг, неоднократно прочитанных, потерявшие обложки, изрядно потрёпанные, они и составят материальную основу вашей коллекции литературных игр. К примеру сказка «Колобок». Дети знают сказку почти наизусть и изрядно «помучили» книгу в руках. То, что от неё осталось можно превратить в следующие игры :
• Наклеив цветные иллюстрации на картон и разрезав на несколько частей, можно сделать игру «Собери картинку». Эта игра развивает воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображённый на картинке, развивает связную речь.
• Наклеенные на картон иллюстрации помогут ребёнку восстановить последовательность сюжета. Играем так: перепутав картинки и убрав одну из них, предлагаем рассказать, какой эпизод «исчез». В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.
• Вырезав по контуру изображения героев сказок и наклеив их на ткань, можно устроить театр.
Использование такого театра рекомендуется использовать в домашних условиях. По ходу рассказа прикладываем к спинке дивана изображения героев – и вот перед нами театр картинок: «Жили- были старик со старухой» (прикладываем изображения старика и старухи). И так по тексту меняем изображения.
Из двух экземпляров «Колобка» (или другой сказки) можно сделать игры по типу «Домино» и «Лото». Эти игры развивают внимание, умение вести себя в коллективе, выполнять правила игры, уметь проигрывать.
Также одинаковые старенькие книжки можно использовать в играх-соревнованиях, которые будут интересны детям старшего дошкольного возраста. Для проведения такой игры дети делятся на две команды (участников должно быть столько, сколько картинок к сказке). Все играющие получают по эпизоду-картинке. Затем по сигналу каждая команда должна выстроится по порядку действия (сюжета) сказки. Выигрывает та команда, которая сделала это быстрее и правильно.
Игру можно усложнить, если добавить к набору картинок одной сказки некоторые лишние эпизоды из других произведений, перемешав их. Каждая команда выстраивается друг за другом у своего «набора». По сигналу первый участник должен отыскать картинку с первым эпизодом заданной сказки, положив его на картонную полоску под номером 1, встать последним в строй своей команды; второй участник отыскивает второй эпизод, и так далее до конца сказки. Выигрывает команда, которая справится с заданием первая.
Старшим дошкольникам можно предложить и более сложные игры, используя изображения литературных героев из старых книжек или нарисованные самими детьми.
Например: назовите друзей (врагов) этого героя (Буратино). Его друзья – Пьеро, Мальвина, Артемон, другие куклы; враги – Карабас Барабас, Дуремар, лиса Алиса, кот Базилио.
В играх также можно использовать отрывки текста.
Например: Взрослый читает: «Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком.
«Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! – думала она. – Какое это наслаждение жить на свете!»
• Как называется произведение?
• Кто его автор?
• Назовите сказки, рассказы, стихи, где главная героиня – лягушка
Отрывки текста можно использовать для творческой игры «Продолжи строчку». Взрослый читает отрывок текста из произведения, а дети продолжают.
Да здравствует мыло душистое
И полотенце. (пушистое).
Головой качает слон
Он слонихе шлёт…. (поклон).
Вариантом игры может быть игра «Придумай за автора», которая будет развивать воображение. Например:
Да здравствует мыло душистое
И полотенце. лучистое,
шерстистое,
искристое и т. п.
Головой качает слон
Он слонихе шлёт…. талон,
батон,
вагон и т. д.
Это очень полезная игра для развития чувства ритма, пополнения словарного запаса.
Интересна также игра когда загадывается какой-то человек (герой, персонаж) и требуется по вопросам, на которые можно отвечать только «да» или «нет», отгадать, кто задуман. Например: загадывается бабушка Красной Шапочки
• Это человек? –Да
• Это ребёнок? – Нет.
• Это женщина? – Да
• Молодая? - Нет
• Из сказки «Колобок»? – Нет
• Из сказки «Красная Шапочка»? – Да
• Бабушка? – Да.
Игры- соревнования (кто больше назовёт)
В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса?
• В каких сказках действие происходит в лесу?
• В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки?
• Какие сказки начинаются со слов: «Жили –были дед и баба?
• Кто больше знает пословиц.
Литературные игровые вопросы также можно объединять в тематические и создавать игры-викторины по образцу популярных телепередач «Поле чудес», «Что? Где? Когда?»
Перечисленные игры тем хороши, что в них можно играть не только в детском саду, но и дома. В них может включится вся семья и играть в них можно где угодно (в транспорте, на пляже, ожидая очередь к врачу). Литературные игры не требуют специальной долгой подготовки, вариативны и самое главное: обладают несомненным развивающим эффектом.