ЛЮБОВЬ ШМЫТКИНА
Консультация «Коллекционирование старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети живут в эпоху глобальной информатизации и компьютеризации, в условиях быстро меняющейся жизни. Сегодня от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, быть активным, самому уметь добывать эти знания, оперировать ими, мыслить самостоятельно, перспективно и творчески.
В дошкольном образовании проблема формирования и развития у дошкольников познавательной активности является одной из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно лишь благодаря его активности и деятельности, что в свою очередь способствует формированию самостоятельности и инициативности. Познавательная активность имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем мире, она, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самодеятельность.
Публикация «Консультация „Коллекционирование старших дошкольников“» размещена в разделах
Образовательный процесс в детском саду ориентирован на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Этому направлению отводится особое значение, так как благодаря познанию развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление и речь, обогащается сенсорный опыт, развиваются различные способности ребенка. В организации познавательной активности важным условием является создание такой атмосферы вокруг каждого ребенка, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило ему стать социально активным.
В настоящее время для эффективного развития познавательной активности дошкольников педагоги используют разнообразные направления, формы, методы и средства, например, такие как:
-экспериментирование
-проектная деятельность
-информационно-коммуникационные технологии
-элементы ТРИЗ
- коллекционирование.
Коллекционирование (от лат. collectio — собирание, сбор) – деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов (как правило, однородных или объединенных общностью темы, представляющих научный, художественный, литературный интерес. Это одно из древнейших увлечений человека. Посредством коллекционирования можно решать задачи развития, обучения и воспитания дошкольников по всем образовательным областям, но основные задачи решаются в познавательное развитии:
-формирование умения наблюдать, сравнивать, систематизировать, классифицировать
-активизация познавательных процессов — восприятия, мышления, воображения, памяти
-обогащение знаний и представлений об окружающем мире
-развитие поисковой и исследовательской деятельности
-развитие познавательного интереса и познавательных действий.
Следует также отметить, что собирание коллекций положительно стимулирует и эмоциональное состояние детей, развивает их речевую активность, исследовательскую деятельность, обогащает способы ознакомления с окружающей действительностью. Кроме того, у дошкольников развиваются личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей.
В частых совместных беседах с детьми выяснили, что многие в семьях собирают свои коллекции, например, модели машинок, динозавров, пони, куколок Лол. С целью обмена опытом между семьями и развитию детской познавательной активности планируем в ближайшее время провести детскую конференцию, где дети могут рассказать о своей семейной коллекции. В настоящий момент появились новые идеи для коллекционирования. В ходе очередного совместного обсуждения дети предложили собирать фигурки дракончиков, т. к. к нам спешит именно год Дракона. У нас появилось уже несколько предметов будущей коллекции. Общим мнением решили организовать место для них в уголке театрализации, попросить пап сделать для них домик, а какой именно дети сами придумают и нарисуют.
Подводя итог нашей деятельности по детскому коллекционированию, отметим: данное общее дело оказывает положительное влияние на сплочение детского коллектива, дети с удовольствием вместе рассматривают предметы коллекции, совместно обсуждают новые идеи, составляют планы. Повысилась познавательная активность детей, они стремятся больше узнать об окружающей действительности. Замечательно, что двое неуверенных детей тоже приобщились к сбору коллекции и стали участниками совместных бесед. Большую помощь оказывают родители воспитанников, особенно после того, как видят детскую заинтересованность и повышенную познавательную активность детей к окружающему миру.
Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. Процесс коллекционирования обеспечивает интеграцию различных видов деятельности и позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности дальнейшего обучения в школе.