Валентина Фуфаева
Консультация «Как создать условия двигательной активности детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как создать условия двигательной активности детей раннего возраста»
Необходимое условие формирования всех систем и функций организма ребенка – двигательная активность. Общеизвестно: систематические физические упражнения благоприятно влияют на функциональное состояние головного мозга, улучшают настроение, сон, повышают работоспособность. Дошкольный возраст – период формирования мотивов двигательной активности. Мотив двигательной деятельности ребенок связывает с разными компонентами – от полного игнорирования частей деятельности до преувеличения роли отдельных частей движения.
Публикация «Консультация „Как создать условия двигательной активности детей раннего возраста“» размещена в разделах
Подвижные игры и занятия по физкультуре нужно проводить в чистом, хорошо проветриваемом помещении или на свежем воздухе, помня, что упражнения, в которых ребенок вольно или невольно задерживает дыхание, крайне нежелательны.
Если малыш испытывает положительные эмоции, то это активирует его, способствует нормальной деятельности сердечно - сосудистой и нервной систем. Не следует заставлять его заниматься – принуждение вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции.
Принимая во внимание психофизиологические особенности 2-3 летнего возраста, необходимо учесть, что они нуждаются в частой смене работы и отдыха. Это надо иметь в виду при проведении физкультурных занятий.
Правильно поставленная работа по развитию движений положительно влияет на активизацию зрения и слуха. Первоначальный показ движений должен быть ярким, образным, целостным. Независимо от того, новые или знакомые упражнения, проводятся они вместе с взрослым и по его показу. Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. На втором году дети умеют ходить, держать равновесие на ограниченной, неровной, возвышенной поверхности, способны выполнить бросок, катить какой - либо предмет, много ползают. Однако они овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых.
Обучение упражнениям – воспитательный процесс, поэтому во время занятий полезно не только приучать детей активно выполнять задание, но и стараться заинтересовать, увлечь их, развивать выдержку, посильную самостоятельность, умение слышать и выполнять указания воспитателя и соблюдать правило игры.
Движения у детей раннего возраста имеют свои особенности и постоянно изменяются по своим количественным и качественным показателям. Хорошо организованная работа по физическому воспитанию помогает каждому ребенку быстрее освоить основные движения. То или иное движение появляется и формируется у одних детей раньше, у других – позже. Это зависит от индивидуальных особенностей, условий развития малышей, влияния взрослых, организации детской деятельности и самого процесса воспитания и обучения.
Следует помнить, что на занятиях с детьми до 2 лет нет прямого обучения. Ребенок усваивает движение в результате многократного повторения на основе подражания и непосредственных двигательных ощущений при его выполнении. Показ и объяснение происходят одновременно с выполнением упражнений. По возможности делаю упражнения вместе с детьми. Я слежу за тем, чтобы каждый ребенок, усваивая необходимые движения, мог удовлетворять свойственную ему чрезвычайно большую двигательную потребность.
Разные упражнения выполняются по-разному. В спортивном зале стараюсь детей сажать на одно место – например, на скамеечку. Даю задание: доползти до игрушки (расстояние 3м, вернуться обратно. Или, допрыгни до погремушки, дети стараются подпрыгнуть, как можно выше.
Во время подготовки пособий для следующего упражнения дети слушают, что говорит воспитатель, отвечают на вопросы. Например, беру обруч и говорю: «Это обруч, сейчас Лера, Таня, Никита, Алеша и Аня будут держаться за обруч и приседать. Лера, покажи, где обруч. Вика, что это? Правильно, это обруч. Иди сюда, держи его. Аня, встань рядом с Алешей, держи обруч». Постепенно приучаю детей называть пособия, помогать расставить и убрать их на место и т. п. Игровые приемы, обращение к ребенку с названием его имени, своевременная помощь и подбадривание активизируют, увлекают малыша, усиливают его стремление к самостоятельному выполнению движения.
В процессе разнообразных игровых упражнений, например: «Иди ко мне; «Принеси куклу»; «Подойди к столу»; ребенок проходит от 3 до 5м без остановки. Умение ходить хорошо закрепляют игровые подражательные упражнения, как на физкультурном занятии, так и вне занятий: «Пройди как мышка», «Пройди как солдат». Дети с удовольствием выполняют имитацию движений: «Лисичка», «Мишка», «Зайки», «Волка», «Лошадки».
Упражнения в ходьбе хорошо развивают внимание, если они проводятся эмоционально, в игровой форме с использованием предметов и игрушек, например: «Пройди по мостику к мишке». Постепенно в игровых упражнениях «Иди ко мне», «В гости к куклам» дети осваивают ходьбу небольшими подгруппами. В дальнейшем темп ходьбы ускоряется, малыши делают попытку побежать, выполняя задания: «Бегите ко мне», «Догоните собачку (куклу) и т. д.»
В раннем возрасте я провожу с детьми такие игры-занятия как: «Прятки», «Мы топаем», «Зайка беленький сидит», «Игра в лошадки», «Самолет», «Солнечные зайчики», «Кот и мыши», «Пес Барбос», «Игра с мишкой», «Мой веселый звонкий мяч» и другие.
Изучая мотивы двигательной активности дошкольников, было установлено: большей частью дети действуют под влиянием возникающих в данный момент ситуативных чувств и желаний, выбор вида физического упражнения часто обусловлен случайными внешними обстоятельствами (подражание сверстнику, природные условия, спортивная база и т. д.). Но, чтобы мотив приобрел побудительную силу, необходим соответствующий эмоциональный опыт. В дошкольном возрасте эмоциональные переживания успешно формируются в игре. В ней особо значим момент перевоплощения в игровой образ. Это важнейшее условие перестройки и оптимизации эмоциональной сферы ребенка.