Маргарита Арапова
Консультация «Как использовать комнатные растения в работе с детьми?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как использовать комнатные растения в работе с детьми?
Труд в уголке природы традиционно рассматривался как неотъемлемая часть воспитания дошкольника. Важно, чтобы каждый ребенок выбрал для ухода то растение, которое ему больше всего нравится, а не по указанию взрослых. Нужно заранее познакомить детей с особенностями живых организмов. Например, мы выяснили, что практически все дошкольники считают, что чем больше поливать растение, тем для него лучше. В результате такого чрезмерного усердия некоторые растения (например, засухоустойчивые) погибают. Во время ухода, наблюдений за обитателями живого уголка постоянно обсуждайте с детьми различные вопросы, например: какую роль играют свет, вода, тепло в жизни комнатных растений? Для чего вы их пересаживаете?
Публикация «Консультация „Как использовать комнатные растения в работе с детьми?“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
Рассмотрим некоторые варианты использования этих живых объектов.
Развитие речи. Предложите детям внимательно изучить растения и придумать им имена, которые бы отражали их особенности («пушистик», «колючка» и т. п.). Пусть ребята расскажут, какими бывают растения (подберут определения, что они умеют делать (глаголы, что любят, а что — нет. Сочините рассказ или сказку по результатам наблюдений. Можно придумать сказочного человечка, который будет охранять растения и рассказывать о них малышам. Старшие дошкольники могут стать экскурсоводами и поведать младшим о своих любимых питомцах (хорошо, если в этом им помогут папы и мамы, увлекающиеся комнатным цветоводством).
Сенсорное развитие. Листья, цветки комнатных растений можно погладить, выяснить, какие они на ощупь: гладкие или шершавые, пушистые или колючие; обвести пальчиком контур листа (продолговатый, округлый, с выемками и т. п.). Пусть ребенок, трогая лист, закроет глаза и представит, что гладит животное. Кто это мог быть? Во время пересадки растений дети трогают песок, почву (влажную, сухую, керамзит, природные камешки и рассказывают о своих ощущениях.
Экспериментирование. Проводя опыты с растениями, необходимо помнить, что наша цель — это прежде всего воспитание бережного отношения к природе, а не научные исследования любой ценой. Мне кажутся безнравственными опыты, в результате проведения которых исследуемый объект погибает. Например, для выяснения роли воды в жизни живых организмов иногда берут два комнатных растения, одно из которых поливают, а другое — нет (в результате оно засыхает). Такой опыт проводить можно только с некоторыми влаголюбивыми видами, например, с Ванькой мокрым. Признаки нехватки воды сразу же отражаются на его облике, листики становятся менее упругими и поникают. Но достаточно добавить в горшок немного воды, и растение снова восстанавливает свой первоначальный вид.
Эксперименты помогут дошкольникам понять, для чего они ухаживают за растениями. Например: на лист растения надевается полиэтиленовый мешок, который плотно закрывается. Через некоторое время на его стенках появляются капельки, и дети наглядно убеждаются, что они не зря поливают растения. (И в этом случае необходимо следить, чтобы листья во время опыта не пострадали.) Еще пример: не протирайте один из листьев растения длительное время. Затем предложите ребятам приложить к нему кусочек липкой ленты. Какой она стала? (Обычно остается пыль.) Для сравнения можно исследовать лист, который регулярно протирался. Вывод: растения очищают в комнате воздух, но и сами нуждаются в уходе.
Игры. Конечно, растения — это живые организмы, и поэтому использовать их для игр нужно осторожно, чтобы не повредить листья и стебли. Из небольших растений можно создать лес для маленьких кукол или сказочных персонажей. Они станут дополнениями к театральным декорациям. Растения можно временно помещать на крупные макеты (например, горных ландшафтов, города).