валентина васильева
Консультация «Использование общеразвивающего массажа на занятиях по ЗКР»
▼ Скачать
Речь тесным образом связана с другими сторонами психического развития ребенка (Р. Е. Левина). Восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение формируются с прямым участием речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.)
Поэтому в логопедической практике используются самые разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка. Одним из таких средств является развивающий массаж.
Публикация «Консультация „Использование общеразвивающего массажа на занятиях по ЗКР“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Массаж. Консультации для родителей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Массаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Тренировать их можно уже с 6-ти месячного возраста. Простейший метод – массаж, который заключается в поглаживании в направлении от кончиков пальцев к запястью.
На данный момент существуют целые серии упражнений для детей дошкольного возраста, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальные способности ребенка. Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажным комплексам были придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ. Вначале дети выполняют движения молча, по показу логопеда (воспитателя, затем по мере формирования правильного произношения, тоже проговаривают текст. Позже они уже смогут произносить текст самостоятельно.
Техника проведения массажа :
1. Руки должны быть чистыми, теплыми, без украшений.
2. Можно смазать руки «Детским кремом».
3. Помещение должно быть чистым, уютным, теплым, хорошо проветренным.
4. Ребенок должен удобно сидеть на стуле со спинкой.
Основные приемы массажа :
1. Поглаживание (с него начинают и заканчивают массажный комплекс)
• При поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах;
• Снижается мышечный тонус.
Виды поглаживания:
- поверхностное – мягкий, щадящий прием. Ладони воспитателя (ребенка) должны быть максимально расслаблены.
- глубокое поглаживание - более интенсивный прием. Воздействует на рецепторы глубоко «заложенных» мышц и сосудов.
2. Растирание - выполняется с применением значительной силы давления на определенный участок. Способствует значительному усилению кровообращения; повышает тонус.
3. Прерывистая вибрация или поколачивание - оказывает различное действие. Слабое поколачивание повышает тонус мышц, а сильное снижает повышенный тонус.
4. Плотное прижатие – улучшает кровообращение, обменные процессы, усиливает моторные рефлексы, значительно повышает тонус мышц.
Виды развивающего массажа :
1. Самомассаж лица - направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять факты (что называется интеллектом, а значит - и на развитие речи. Регулярное применение массажного комплекса помогает повысить интеллектуальные возможности ребенка на 75%. Сначала дети обучаются самомассажу, который включается в занятие по ЗКР. Игровая форма работы очень привлекательна для детей, которые выполняют упражнения с большим удовольствием, быстро запоминают их с радостью перевоплощаются (например, в мишек).
2. Самомассаж кистей и пальцев рук - этот массажный комплекс разработан В. Б. Галкиной. Н. Ю. Хомутовой на основе рекомендаций А. А. Бирюкова. Он состоит из трех типов упражнений:
- самомассаж тыльной стороны кистей рук.
- самомассаж пальцев рук.
3. Упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления сопровождается стихотворным текстом и хорошо дополняет пальчиковую гимнастику на занятиях ЗКР. Уже давно доказано, что чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, тем тоньше, дифференцированнее работа мышц кистей рук, тем быстрее и лучше развивается речь, а следовательно и мышление.
4. Плантарный массаж (массаж стоп ног).
5. Аурикулярный массаж (массаж ушных раковин) – показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности. Несложность это массажа, отсутствие противопоказаний позволяет широко внедрять его в практику.
Таким образом, можно сделать вывод:
- массаж улучшает функции мышечной системы.
- повышается эластичность мышечного волокна.
- восстанавливается сила мышц, их активность.