Ольга Родионова
Консультация и рекомендации для воспитателей «Закаливание»
Закаливание –это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически предопределенных механизмов защиты и приспособление организма ко многим факторам с тем, чтобы температура, атмосферное давление не вызывали резких изменений в растущем организме.
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ
Факторы: Аппарат, воспринимающий закаливание :
Тепло, Средства: Рецепторы кожи,
Холод, Воздух, Желудочно-кишечного тракта,
Механические, Вода, печени;
Публикация «Консультация и рекомендации для воспитателей „Закаливание“» размещена в разделах
- Закаливание детей
- Закаливание. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Другие раздражители. Солнце щитовидной железы и др.
Внешние процедуры проявления: Результаты:
Сосудисто-двигательная реакция: Поддержание температурного
1-фаза-спазм сосудов; гомеостаза. Компенсация и
2 –фаза-расширение сосудов; нормализация нормального
3-фаза-нежелательная. состояния организма. Снижение
кратности острых заболеваний.
Морфофункциональные проявления Показатели эффективности:
закаливания :
Созревание ЦНС, улучшение Компенсация нормального
подвижности нервных состояния организма.
процессов, сердечно – Совершенствование обменных
сосудистой процессов.
системы Улучшение показателей
физического развития.
Данная схема помогает сориентироваться при выборе средств и методов закаливания.
МЕТОДИКА:
ВОЗДУХ
1. Прогулка в любую погоду в соответствующей сезону одежде.
2. Сон на воздухе
3Специальные воздушные ванны
4. Хождение босиком.
ВОДА
1. Умывание и др. гигиенические процедуры
2. Влажное обтирание
3. Обливание ног
4. Душ, общее обливание
5. Купание
6. Полоскание горла
7. Испарительное закаливание
СОЛНЦЕ
1. Световоздушные ванны
2. Солнечные ванны
3. Отдых в тени
Организация и план действий при закаливании
1. Воздушные ванны
При переодевании следует оставлять ребенка на некоторое время обнаженным, при этом давая ему возможность двигаться и ориентироваться на реакцию ребенка.
Закаливающий массаж
1 неделя: растирание сухой рукавичкой
2 неделя: растирание влажной рукавичкой
3 неделя: растирание влажной рукавичкой с понижением температуры
4 неделя: растирание массажной щеткой
После процедуры следует ребенка одеть в сухое белье. Можно использовать испарительный метод по Плеханову К. В. Рукавичку смачиваем в такой горячей воде, которую терпит ребенок, затем каждую часть вытираем насухо.
Способы ЗАКАЛИВАНИЯ :
КРИОМАССАЖ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Изобретение относится к закаливанию и оздоровлению здоровых детей дошкольного возраста,и может быть использовано как в детских дошкольных учреждениях, так и в домашних условиях. Указанный технический результат достигается тем, что охлаждающим агентом в виде криопакета объемом 500,0 мл, состоящим из замароженной водоохлаждающей смеси, помещенной в эластичную герметичную оболочку, с температурой от -23,0 градусов С (патент 2074680, осуществляется криомассаж подошвенных областей стоп ребенка путем круговых движений по часовой стрелке длительностью 7- 20 секунд в зависимости от возраста,через день, на курс ежемесячно 10- 12 процедур в течение 7-8 месяцев осенне-зимне-весеннего периода.
ОПИСАНИЕ СПОСОБА
В детском саду перед дневным сном («тихим часом», дети занимают свои спальные места в исходном положении лежа на животе, согнув ноги в коленных суставах под углом 90 градусов и сомкнув ступни или с исходном положении лежа на спине, согнув ноги в тазобедренных суставах также под углом 90 градусов и также сомкнув стопы.
Взрослый осуществляет закаливающую процедуру, одной рукой удерживает голени ребенка, а другой рукой с применением холодоизолирующего материала (полотенце, рукавица) берет из криокамеры холодильника криопакет, имеющий температуру охлаждения -23,0 С… -21,0 С, проводит криомассаж подошвенных областей стоп ребенка путем круговых движений по часовой стрелке у детей в возрасте 3 лет длительностью от 7 до 10 секунд, у детей 4 лет- от 10 до 15 секунд, у детей 5 лет – от 15 до 20 секунд. Приэтом выполняющий закаливание может применять метод литературных аналогий или повседневных сопоставлений (например, стихотворение Н. А. Некрасова «Мороз, красный нос» или представления воздействия криопакета как специального «мороженого» для ног и т. п.). После окончания процедуры дети надевали носочки из льняной ткани, укладывались в постель и, как правило, быстро засыпали спокойным глубоким сном.
Рекомендуемый способ закаливания и оздоровления детей дошкольного возраста является высокоэффективным, так как дети значительно реже болеют или совсем не болеют острыми респираторными заболеваниями, не имеют осложнений после перенесения острых вирусных инфекций на фоне существенного улучшения физического и нервно-психического развития ребенка и более быстрой адаптации детей к условиям детского дошкольного учреждения.
Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
РИЖСКИЙ МЕТОД ЗАКАЛИВАНИЯ
Данный метод рекомендуется проводить после дневного сна или после проведения зарядки.
Он заключается в том, что человек ходит у морского берега по щиколотку в воде. Тут надо тоже начинать с относительно теплой воды и постепенно привыкать к более холодной. Привычные люди бродят по мелководью до глубокой осени.
1. На резиновый коври, одетый в чехол, смоченный 10 % раствором поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) ребенок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребенок встает на сухой коврик и топает на нем в течение 15 сек. Затем водой из под крана протереть руки, шею, лицо.
Начиная со средней группы, дети полощут рот йодно-солевым раствором (на 1 литр воды 1 ст. ложка соли и 3-4 капли йода). Вода комнатной температуры.
2. На дно ванны или таза насыпают мелкие камешки-гальку. Ванну наполняют 10% солевым раствором (на 10 л. воды 200г. соли) так, чтобы она покрывала лодыжки ребенка. Дети гуляют поэтому «мини-пляжу» в течение 2 минут. После «прогулки» ноги ополаскивают пресной водой. Начальная температура воды 36 градусов С. Каждые 2-3 дня ее снижают на 1 градус и доводят до 22-24 градусов с постепенным понижением ее до 10-12 градусов С.
Максимально двигательная активность. Максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната – в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, уход и забота приносят плоды в виде целого букета болезней.