Получи документы

Консультация «Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей»

Света Рыбина
Консультация «Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей»
▼ Скачать + Заказать документы

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы бытия и общения, сообразно с основополагающими принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. Одной из задач формирование личности дошкольника является воспитание культуры поведения. К средствам воспитания культуры поведения следует относить развивающую среду, игру, художественную литературу.

Публикация «Консультация „Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей“» размещена в разделах

Эффективность литературных источников с точки зрения их педагогического влияния была подмечена давно. Так, Гете отмечал, что чтение книг имеет целью научения и поучение, иначе говоря – обогащение ума и сердца сокровищами, собранными гением человечества. Попадая под власть печатного слова, ребё нок приучается мыслить: а Дидро утверждал, что люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Слушая произведения, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание. Но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что- то хорошее, поморгает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребёнка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психик человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей. Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное воздействие литературного произведения на ребёнка зависит, прежде всего, то его художественной ценности. В. Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе : этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы, он говорил, что художественное произведение должно затрагивать душу ребёнка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие горю.

Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним. От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог, как на занятиях, так и вне их. Это позволит педагогу проводить работу по воспитанию культуры поведения детей целенаправленно и комплексно. При этом необходимо использовать повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей. Совсем не обязательно читать детям много художественных произведений, но важно, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по мысли.

Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьёвой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других. Ими разработано несколько критерий:

-идейная направленность книги (например, моральный облик героя);

- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы;

- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

- конкретные педагогические задачи.

Ребёнок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги. Поэтому Л. М. Гурович, В. И. Логинова, М. М. Алексееиа, В. И. Яшина указывают на важность проведения этической беседы о прочитанном. Готовясь к беседе, педагог должен продумать какой аспект культурного поведения он собирается раскрыть перед детьми с помощью данного художественного произведения, и в соответствии с этими подобрать вопросы. Например, воспитатель, прочитал детям «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака и желая дать представления о скромности, задаё т вопрос: «Дети, почему парень вскочил на площадку трамвая?» - «Потому, что он спешил домой» - отвечает ребёнок. Неправильный вопрос вызвал неправильный ответ, отвлёк внимание детей от главного в этом произведении. Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Вопросы эти должны помочь ребёнку разобраться в образе, высказать своё отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.

Чувства ребёнка необходимо укреплять, развивать. Для этого воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные произведения, например рассказ В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик». В обоих рассказах описываются душевные перешивания мальчиков, связанные с тем, сто по их вине в одном случае собака, в другом – котёнок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. На занятии целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребёнок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также сверстников. Учитывая, что дети уже знакомы с рассказом Н. Носова «Карасик» и, следовательно, уже должны были осознать подобный ход событий, содержание вопросов к ним по рассказу В. Осеевой «Почему» меняется. Теперь воспитатель выясняет умение детей сравнивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления; кроме того, ставится конкретная цель: закрепить возникшие у детей чувства и представления о том, что переносить свою вину на другого – это несправедливо, нечестно. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.

Таким образом, беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношении между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые ети могут использовать как образцы для подражания.

Публикации по теме:

Формирование социальной компетентности старших дошкольников в организации труда Статья для педагогов «Формирование социальной компетентности старших дошкольников в организации труда» «Радость труда – могучая воспитательная.

«Олимпийская стенгазета»«Олимпийская стенгазета» Еще в декабре месяце было задание нарисовать стенгазету на спортивную тематику и здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни! Свежий воздух.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей»
Опубликовано: 16 ноября 2014 в 17:33
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей»» (включая файлы) размещена пользователем Света Рыбина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД