Cветлана Демидова
Консультация «Гуманизация деятельности современного ДОУ в условиях введения ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс становления Человека сложен и многогранен.
Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека.
Дошкольный возраст – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Дошкольное обучение – начальная ступень образования нашего общества.
Главное заключается в том, чтобы взрослый человек привил своему ребенку один принцип: твоя свобода, то, что разрешено тебе, не должно ущемлять свободу другого.
Показателями индивидуальной свободы выступают:
активность;
динамичность;
самоопределение;
самоорганизация;
Публикация «Консультация „Гуманизация деятельности современного ДОУ в условиях введения ФГОС“» размещена в разделах
- Гуманизация. Гуманистический подход в воспитании
- Консультации для родителей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
умение управлять своими психическими процессами
Для воспитания Человека нового поколения, необходимо создание дошкольных учреждений способных осуществлять обогащенное (т. е. с превышением стандарта) развитие детей по всем ведущим линиям: физическое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-нравственное
В основе концепции развития ДОУ как модели дошкольного образовательного учреждения лежит гуманизация и социализация образовательного процесса.
Приоритеты социализации определены Законом РФ «Об образовании» :
гуманизация и гуманитаризация образования;
социально-педагогическая защита детства;
гражданское воспитание;
воспитание поколений, способных к переустройству общественной жизни, производства, сохранению и приумножению культуры, экологии, правопорядка.
Задачи целенаправленной социализации, организатором которой является педагог:
естественно-культурные, связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического, полового развития;
социально-культурные – это познавательные, морально-нравственные, целостно-смысловые задачи;
социально-психологические, связанные со становлением самосознания личности, ее самоопределением и самоутверждением;
социально-оздоровительные – это воспитательно-оздоровительная и организационно-педагогические задачи.
Соответственно этой политике меняется тип образования. Вместо информационно-знаниевого складывается тип образования, ориентированный на развитие личности, ее индивидуальности, удовлетворение ее образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей, то есть формируется личностно-ориентированный тип образования.
Гуманистические тенденции образования смещают акцент с понимания роли знаний в образовательном процессе. ЗУНы сегодня являются средством развития ребенка, его ума, мыслительных процессов, познавательной активности, свободы в выборе способов достижения цели, эмоционального равновесия, самостоятельности в решении конфликтных ситуаций. ЗУНы призваны развить ядро умственных способностей ребенка и эмоциональную отзывчивость при передаче собственного отношения к действительности.
Гуманистическая функция образования способствовала обновлению педагогических технологий. Гуманистические технологии ставят воспитателей в позицию творчества и рефлексии, освоения способов индивидуального проектирования своей деятельности. Личностно-ориентированные технологии призваны раскрыть индивидуально-творческий потенциал ребенка, стимулировать его творческую активность.
Обогащение содержания образовательного процесса идет за счет освоения новых гуманистических технологий.
В нашем дошкольном учреждении нет группы для дошкольников с нарушением речи и нарушением опорно-двигательного аппарата.
В связи с этим возникает проблема, заключающаяся в создании условий, способствующих полноценному развитию ребенка, организации ему помощи, в сохранении и развитии его физического, психического и душевного здоровья с использованием различных методов реабилитации.
Следовательно, актуальность проблемы для нашего ДОУ заключается в теоретической разработке здоровье сберегающей программы, а также взаимообогащение содержания учебно-воспитательного и коррекционно-реабилитационного процессов, что обусловило продолжение работы в проблеме.
Понятие «личностно-развивающая среда» активно используется в современной гуманистической педагогике. Оно отражает человеческое, предметное, экологическое, природное окружение человека.
Среда должна стать: жизненным пространством для ребенка, где он как свободный субъект своей деятельности должен иметь свободу выбора средств для саморазвития, обучаясь планировать свою деятельность и передавать свое активное, преобразующее отношение к действительности.
В среде каждый ребенок без особых усилий должен найти применение своим творческим способностям, удовлетворить свои интересы и любознательность, найти импонирующую ему среду общения.
Среда, как универсальный механизм социализации ребенка выполняет защитную, регулятивную функции. Основными требованиями к среде являются создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста, эмоциональное созвучие и др. В ней должны быть заложены возможности для самореализации свободы, творчества, эстетического и нравственного развития, получения наслаждения от совместных действий и общения, от жизнедеятельности в целом.
Это требует не только создания в ДОУ специально-организованной развивающей предметной среды, но и обеспечение психологической комфортности воспитанников, которая предполагает снятие, по возможности, стрессообразующих факторов воспитательного процесса, создание атмосферы педагогического оптимизма, ориентацию на успех и мотивацию успешности. Высокая требовательность к воспитаннику должна органически сочетаться с уважением его человеческого достоинства.
В течение всей жизни человек нуждается в том, чтобы его понимали, и чтобы он понимал других. Это становится условием его существования и развития. Подлинной ситуацией развития становится живая общность людей, называемая событием.
Отношение, как устойчивое личностное образование, определяет личность как носителя гуманистических ценностей. Устанавливая контакт с ребенком, наполняя общение соответствующим содержанием, взрослый во многом определяет развитие личности воспитуемого. Воспитатель должен увидеть ребенка таким, какой он есть «внутри себя», каким знает себя «только он сам».
Это направление должно найти свое отражение в ценностных гуманистических ориентациях педагогов ДОУ.
Все это требует от педагогов развитой педагогической рефлексии, способности строить педагогический процесс по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребенком на основе диагностики. Каждый ребенок развивается в своем темпе, задача воспитателя – бережно относиться к этому процессу, создавать условия для его естественно индивидуального личностного роста.
Побуждение к творчеству и активности ребенка, положительная эмоциональная окраска всей деятельности, предоставление свободы выбора объекта труда, при наличии необходимой коррекции, справедливая оценка, поддерживающая усилия ребенка – все это должно быть обязательным элементом профессионального общения воспитателя с детьми. Воспитатель, ориентирующийся на инновационную созидательную деятельность, в своем взаимодействии с воспитанниками, должен представлять себе, что в основе ее лежат отношения к воспитаннику, влияние на него, возможность убедить его, пробудить к действию, и, наконец, учитывать перспективу развития.
Основная роль в процессе гуманизации ДОУ отводится воспитателю – главному действующему лицу, выступающему в роли «агента» для ребенка.
Администрация ДОУ должна обеспечивать условия для проявления педагогами активности, побуждать их к профессиональной рефлексии, а не давать готовые формы и способы организации педагогического процесса. Гуманная миссия педагога заключается в смягчении социальной напряженности, восстановления душевного равновесия ребенка. Современный педагог – это свободная, творческая личность, обладающая развитым научно-педагогическим мышлением, способная к самоопределению и самоидентификации в мире культуры.
В настоящее время многие педагоги детского сада понимают значение педагогической диагностики и связывают необходимость овладения ею с результативностью педагогического процесса.
Это позволяет грамотно оценивать уровень индивидуального развития ребенка, установить связи педагогических явлений, оценивать влияние нововведений на развитие тех или иных сторон личности, ее интеллектуальное развитие.
Гуманистическая система воспитания предполагает реализацию идей педагогики сотрудничества всех взрослых, участвующих в воспитательно-образовательном процессе, включая родителей.
Возрастная податливость к воздействиям членов семьи, подчиненность их к контролю, способствует ранней идентификации ребенка с родителями. Он оценивает себя по меркам взрослых, примеряет их стандарты к своей деятельности. Учитывая, что при идентификации с членами семьи ребенок не только подражает их действиям, но и становится их «социальным портретом». Концепция нашего ДОУ предусматривает строить отношения с семьей с учетом прав ребенка и ответственности взрослых за развитие и воспитание детей.
Таким образом, гуманизация и социализация современного образования изменяют модель образовательного и воспитательного процесса в ДОУ, придав ему личностно-ориентированный характер. Идеи гуманизации и социализации определили цель, задачи, содержание деятельности ДОУ.
Цель и задачи.
Основная цель заключается в создании условий для развития образа «Я» ребенка, гармоничном становлении его ценностно-смысловых и ценностно-эмоциональных отношений с окружающим миром, охране и укреплении его физического и психического здоровья.
Основные задачи:
охрана жизни и здоровья ребенка;
создание условий для формирования основ физической культуры через развитие двигательной активности;
развитие интеллектуально-ценностных способностей, заключающихся в освоении системы представлений о мире и способов познания окружающего, как предпосылки к начальному образованию;
формирование основ экологического образования через постижение природно-образовательных связей живого и неживого растительного мира, человека и природы;
развитие потребности в художественно-эстетической деятельности и изучении истории культуры региона, в котором проживает ребенок;
создание условий для эмоционального благополучия ребенка в процессе совместной деятельности и общении : ребенок – ребенок, ребенок – педагог, ребенок –