Ирина Моисеева
Консультация «Физическое воспитание мальчиков и девочек»
▼ Скачать + Заказать документы
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
История педагогики показывает, что во все периоды развития общества воспитание девочек отличалось от воспитания мальчиков. Отличия основывались на разных функциях, которые в будущем предстояло выполнять детям во взрослой жизни. Физическое воспитание также, в первую очередь, было нацелено на подготовку ребенка к роли мужчины или женщины. Учет половых особенностей детей осуществлялся еще в первобытном обществе.
Публикация «Консультация „Физическое воспитание мальчиков и девочек“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Консультации для родителей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Сегодня, основываясь на исследованиях в областях медицины, педагогики, физической культуры и др., дошкольное учреждение, организуя процесс физического воспитания детей, не может не учитывать их половые особенности.
Развитие движений у мальчиков и девочек
Известно, что двигательные способности начинают проявляться уже в дошкольном возрасте. Их становление характеризуется гетерохронностью. Н. А. Ноткина считает, что на каждом возрастном этапе можно выделить ведущие двигательные способности. Для детей младшего и среднего возраста наиболее значимы скоростно-силовые способности, для детей 6 лет — скоростные способности и выносливость, а для детей 7-го года жизни — скоростные и координационные способности.
В. Ю. Давыдов показал, что результаты двигательных тестов у дошкольников в большей степени зависят от типа их конституции.
Новые данные не позволяют сегодня относиться к оценке физической подготовленности дошкольников упрощенно: «мальчики опережают девочек в упражнениях на силу и скорость, а девочки лучше выполняют упражнения, требующие координации движений и гибкости».
Двигательные предпочтения мальчиков и девочек
Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается, и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности, в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр., танцевальные упражнения. В то же время большинство опрошенных нами респондентов отметили, что такие виды, как подвижные игры, эстафеты, плавание, нравятся и мальчикам, и девочкам, в равной степени.
Н. Бочарова определила, что двигательные предпочтения проявляются и в выборе дошкольниками спортивных секций и кружков. Так, секции по художественной, ритмической гимнастике, фигурному катанию, хореографии посещают преимущественно девочки, а мальчики занимаются спортивными играми с мячом и шайбой, упражнениями на тренажерах, легкой атлетикой. А секции по туризму, плаванию, теннису, общефизической подготовке привлекают и девочек, и мальчиков.
Представляет интерес исследование, которое провели В. В. Костюков, В. И. Родионов, А. Е. Дубовой, В. Б. Продан. Ими были опрошены 1530 детей старшего дошкольного возраста. На вопрос «Почему ты занимаешься физкультурой?» самым распространенным был ответ «Нравится» (45% — мальчики, 49% — девочки). Мотив занятий «для укрепления здоровья» занял последнее место и составил 4% у мальчиков и 1% у девочек. В выборе вида физических упражнений мальчики в первую очередь отметили спортивные и подвижные игры (47%, у девочек выбор был иным : подвижные игры — 27%, гимнастика — 23% и плавание — 20%. Из спортивных игр мальчики в 60% выбирают футбол и подвижные игры; девочки — подвижные игры.
Отношение родителей к физическому воспитанию мальчиков и девочек
Физическое состояние дошкольников во многом определяется отношением родителей к физическому воспитанию ребенка в семье. В. И. Усаков и Г. С. Крапошина, Т. С. Грядкина констатируют, что низкие физические кондиции детей наблюдаются вследствие низкого образовательного уровня родителей в вопросах использования средств физического воспитания в условиях семьи. Известно, что отношение общества к физической культуре отражается и на отношении родителей к занятиям физическими упражнениями их детей. В своем исследовании К. И. Тешев установил, что каждый седьмой отец и каждая пятая мать не видят пользы и необходимости занятий физическими упражнениями.
Как показало исследование М. И. Сергеева, А. И. Гендина, А. Н. Фалалеева, В. И. Столярова, среди выделенных восьми основных групп качеств, которые родители хотят сформировать в процессе воспитания, физическое развитие занимает 3 место. Отцы оценивают физическое развитие в качестве цели воспитания несколько выше, чем матери (на первые места родители ставят трудолюбие и группу нравственных качеств). Авторы отмечают, что в большинстве случаев физическому воспитанию мальчиков родители придают большее значение, чем девочек. Подтверждая этот вывод, В. И. Усаков и Г. С. Крапошина тем не менее указывают, что до трех лет физическая готовность и мальчиков, и девочек в структуре факторов воспитания оценивается родителями одинаково (1—3 места). С 3 до 5 лет значимость этого фактора для родителей и мальчиков, и девочек снижается до 7—8 места. После 5 лет наблюдается значительное расхождение в оценивании родителями значимости физической готовности для мальчиков и девочек : для родителей мальчиков в возрасте с 5 до 6 лет она повышается до 3 места и до 1—2 места для мальчиков с 6 до 7 лет, в то время как для родителей девочек она сначала (с 5 до 6 лет) незначительно повышается до 6 места, но к 7 годам снова снижается до 7—8 места.
Исследуя факторы, которые, по мнению родителей, имеют действенное значение в физическом воспитании дошкольников М. И. Сергеев, А. М. Гендин, А. Н. Фалалеев, В. И. Столяров отмечают, что и матери (40,7%) и отцы (48,9%) считают самым важным личный пример взрослых. Знаменательно, что и матери (27,5%, и отцы (25,1%) на второе место ставят совместные с ребенком занятия физическими упражнениями. Далее идут «средства массовой информации», «наблюдение и посещение детьми спортивных зрелищ» и на последнем месте — «беседы о важности физической культуры в жизни человека» (отцы — 6,8%, матери — 9,2%).
Многие авторы (К. И. Тешев, А. М. Демиденко, Т. В. Калина, М. Н. Попова) уверены, что совместные физкультурные занятия детей и родителей очень эффективны не только для физического, но и эмоционального развития ребенка. С появлением родителей на занятиях физической культуры повышается их результативность. Постоянный контроль руководителя физического воспитания исключает возможность того, что родитель по незнанию нанесет вред своему ребенку.
Родители старших дошкольников выбирают разные упражнения для физического совершенствования девочек и мальчиков. По данным А. Б. Лагутина, родители мальчиков предпочитают, чтобы их дети занимались спортивными и подвижными играми, ходьбой на лыжах, акробатическими упражнениями и упражнениями силового характера, в то время как родители девочек выбирают для своих дочерей общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения.