Надежда Зайцева
Консультация «Духовно — нравственное воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения.
Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, проявления гуманных чувств к окружающим, воспитание любви к малой Родине, уважительное отношение к государству, обществу.
Публикация «Консультация „Духовно — нравственное воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, и станет его дальнейшей жизнью.
Дошкольный возраст – является активным периодом в познания мира человеческих отношений, формирования основ личности будущего ребёнка – достойного гражданина своей Родины. В детском возрасте происходит усвоение нравственных и социальных норм поведения в обществе.
Основываясь на всём вышесказанном, можно определить основные дальнейшие духовные ценности, которые необходимо формировать у дошкольников, это:
• патриотизм;
• гражданственность;
• чувство собственного достоинства;
• милосердие;
• справедливость;
• доверие;
• стремление к миру во всём мире;
• стремление к знаниям;
• ценность семьи, творчества и труда.
Духовно-нравственное воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, охватывать области образовательного процесса, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного духовно-нравственно - патриотического воспитания, осуществляемого в педагогической системе.
В соответствии с задачами педагоги ДОУ осуществляют свою деятельность как в коллективных, так и в индивидуальных формах. Это:
• консультации («Современная семья и ее роль в духовно-нравственном воспитании ребенка»);
• семинары («Нравственно патриотическое воспитание в ДОУ»
• мастер-класс «Народная игрушка»
Совместная деятельность с детьми - самое обширное и самое благодатное направление в духовно-нравственном воспитании. Разнообразие форм позволяет приобщать дошкольников к истокам народной культуры, способствует формированию патриотического сознания.
• Праздники («Новый год», «Колядки», «Масленица»);
• чтение былин о русских богатырях, об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче;
• беседы на нравственные темы («Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что такое доброта?»);
• образовательные проекты («День рожденья друга»);
• слушание аудиозаписей (детские праздничные песни и сказки);
• просмотр мультфильмов нравственной и патриотической направленности;
• рассматривание книжных иллюстраций и семейных фотографий;
• объяснение пословиц и поговорок о дружбе и труде;
• продуктивная деятельность (создание альбома «Наша дружная группа».
Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в нашем ДОУ. Различные формы сотрудничества помогают педагогам в достижении поставленных целей и задач:
• анкетирование («Отношение родителей к нравственно - патриотическому воспитанию ребенка»);
• родительские собрания («Воспитание вежливости у детей», «Роль семьи в воспитании ребёнка дошкольника»).
• папки-передвижки (Беседы о воспитании);
• тематические выставки («Моя малая Родина», «Народные традиции в играх», «75 – летие Победы в великой отечественной войне»);
• выставки семейного творчества («Лучшая новогодняя ёлочка», «Дары осени»);
• совместные праздники («Папа, мама, я – спортивная семья», «Праздник для мам»)
• организация мини – музея в групповом помещении «Русская изба», «Богатыри земли русской», «Никто не забыт, ничто не забыто».
Первейшая задача взрослых заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств, разобраться в этом непростом мире. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с ребенком нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом.
Педагогам необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: добро и зло, правда и ложь и многих других, уметь договариваться, уступая, друг другу.