Саида Хатит
Консультация «Досуг в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Досуг в семье».
Воспитываем любовь к книге.
Одним из важнейших качеств, которые следует развивать у ребенка, мы считаем любовь к книге, интерес к ней. Каким образом в нашей семье воспитывается в детях любовь к книге? Конечно, прежде всего начало этой любви закладывается в раннем детстве, когда мама или бабушка рассказывает сказку, именно рассказывает, а не читает (это легче воспринимается ребенком, рассматривает вместе с ребенком иллюстрации. Старший сын у нас привык в возрасте 1,5-2 лет засыпать под сказку «Колобок», которую я рассказывала, тихо напевая песенку колобка. Зная, что сын переживает то, что колобок попадет в зубы лисы, я старалась обойти это место, придумывая новых действующих лиц, которые встречались колобку, не угрожая ему. И сейчас старший сын любит слушать грампластинки со сказками, радиопередачи, где читают или инсценируют произведения. Впервые со сказкой «Теремок» дети познакомились из книжки-раскладушки, а потом любимым их занятием было инсценировать при помощи игрушек эту сказку, подражая голосам животных. Конечно, мальчишки более всего радовались, когда им доставалась роль медведя, который разваливал теремок и пугал зверюшек. Правда, потом этот же медведь участвовал в строительстве нового домика. С самого детства приучили ребят устраивать кукольные концерты. Звучали стихи и песни, которые дети выучили недавно. При исполнении наиболее трудных для «артистов» номеров зрители помогали им. Другим любимым занятием в семье является просмотр диафильмов. С двух лет дети увлечены диафильмами. Сначала текст читали мама и папа, а сейчас им помогают старшие дети. Дома много пластинок не только с песенками, но и со стихами, сказками. Дети любят их слушать. С удовольствием, например, слушают именно те сказки, которые мы уже с ними читали. Воспринимая сказку на слух, малыши представляют себе уже знакомые им образы. Большое внимание уделяем рассказу по картинкам. Выписываем журнал «Веселые картинки», который читаем вместе. По собственному опыту знаю, что дети любят, когда им читают перед сном. Так, средний сын очень эмоционально все воспринимал. Перед сном стали читать ему забавные веселые книги: «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Винни-Пух и все-все-все», рассказы Н. Носова. У нас большая детская библиотека, и ребята теперь сами выбирают, что им почитать из знакомого материала. Игры типа «Волшебный телефон», «Кубики-азбука» способствуют развитию речи малышей. Младший сын любит по собственному желанию писать буквы на доске мелом с «Букваря» или «Азбуки» : «Мам, давай позанимаемся». У детей возникает желание прочитать книгу после просмотра одноименного фильма или мультфильма: «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави». Старшие дети читают младшим, с удовольствием декламируют стихи. Если идем в театр, музей, то стараемся сначала прочитать соответствующую книгу. Например, мы ходили на спектакль «Три поросенка»-вспомнили накануне книгу, перечитали ее, потом обсудили, поставлен ли спектакль по книге, что общего, что не по книге. Посетили музей В. И. Ленина-перечитали книгу С. Михалкова «В музее Ленина», произведения Л. Конана, М. Зощенко. Все это способствует тому, что дети лучше понимают прочитанное, им прививается любовь к литературе. Сейчас они записаны в школьной и в районной библиотеках.
Темочки:
Н. Синявина.
День рождения ребенка.
Когда наша дочь подросла и поняла, что день-рождения-ее праздник, мы решили отказаться от традиционных сборов взрослых и стали устраивать его только для детей. Практикуем это уже 2 года. Начинаем подготовку заранее, Обдумываем все до мелочей. Пригласительные билеты дочка готовит сама. В этом году все вместе попробовали сочинить стихи, приглашение получилось в стихотворной форме. Продумываем сценарий дня рождения. В прошлом году мы подготовили сами кукольный спектакль. Нарисовали декорации, кукол. Во всем этом принимала самое активное участие и дочь, которая самостоятельно изобразила на бумаге собаку Бойку и кота Баюна. Лампочки от гирлянды приспособили для подсветки. Персонажей было довольно много (это ведьма, Змей Горыныч, Мальвина, Петруша и другие действующие лица). Провели несколько репетиций, на каждого пришлось по 2-3 действующих лица. Отрабатывали интонации, движения. В сказке было 3 действия, по 15 минут каждое, между действиями-антракты, и дети шли в «буфет», где пили воду, ели, а потом по звонку возвращались опять в «зал». Спектакль очень понравился, вспоминался долго всеми детьми. Ребята играли в прятки, водили хороводы, в которых участвовали и бабушка с дедушкой. Праздник запомнил надолго. В этом году мы тоже отпраздновали день рождения, но решили не повторяться и придумали новый сценарий. Пригласительные билеты раздали заранее. Нарисовали и повесили в прихожей праздничную газету, где изобразили всех предполагаемых гостей в юмористическом виде, посередине листа нарисовали именинницу. Оставили место для пожелания всех, кто к нам пришел. После того как гости расселись за столом, поздравили дочь с днем рождения, вручили ей подарок-красивую коробку, завернутую во множество разных бумаг. Дочь очень удивилась, что такая большая коробка-и такая легкая. Развернув бумагу, дети нашли небольшую открытку, на которой было написано: «Ищи подарок в спальне под ковром». Вся детвора побежала искать, но под ковром вновь оказалась записка: «Ку-ку, а я спрятался от тебя за батареей в кухне». И так мы спрятали 4 записки. Визг и крик нарастали по мере того, как находилась следующая записка. Наконец, в последнем месте мы спрятали игрушку, к которой тоже была приложена записка: «Здравствуй, Катя! Я хочу с тобой дружить. Меня зовут Пинька или Пиня Пиньевич»(это был заводной пингвин). Внимание детей было занято пингвином очень долго, причем называют его и по сей день Пиней. Затем дети стали играть. Мы заранее купили им мелкие игрушки, повесили их на нитки и предложили ребятам срезать себе на память сувениры, но с закрытыми глазами. В каждой игре принимали участие и взрослые. Далее провели беспроигрышную лотерею. Следующей игрой была «Приклей нос Петрушке». На обороте нашей праздничной газеты нарисовали лицо Петрушки и склеили нос из красной бумаги-с закрытыми глазами надо было попасть в нужное место. Провели спортивное соревнование на диске здоровья «Кто дольше прокрутится на одной ноге». Участие взрослых в каждой игре вызывало у детей большое оживление и радость. Добрый пример заразителен. Уже четыре семьи, дети которых приходили на торжество в Кате, отмечают дни рождения своих ребят продуманно, интересно и увлекательно.
Н. Рухлинская.
В байдарочном походе.
В семейный поход на байдарках лучше всего отправляться в составе 2-3 семей, особенно если поставлена задача пройти какой-либо маршрут, а не сидеть на одном месте у озера. Несколько экипажей-это гарантия поддержки, взаимопомощи и преодоления всяческих неожиданностей, а также защита от скуки, особенно когда семьи отправляются в путь с детьми. Малыши создают свою собственную компанию, которая уже не требует к себе такого большого внимания со стороны взрослых, как если бы в путешествии был только один ребенок. В нашем походе участвовали 4 семьи, и, соответственно, четверо детей от 3,5 до 9 лет. Детей в поход можно брать примерно с 2,5 лет, т. е. с того возраста, когда они могут довольно сносно говорить, ухаживать за собой. Для путешествия с детьми лучше выбирать спокойные речки в средней полосе страны или чуть южнее, там, где погода почти всегда бывает солнечной. Познакомиться с маршрутами семейных походов можно в московском клубе туристов по специальным книгам из серии «Библиотечка водного туризма». Обязательно надо изучить описание выбранной речки, знать места подхода к воде, спланировать места стоянок, узнать, где прибрежные деревни, населенные пункты, автобусные и железнодорожные маршруты, познакомиться с климатом, характером местности, животными и растительным миром, узнать, есть ли комары и змеи,-в этом случае обязательно нужны средства от насекомых и резиновые сапоги. Одежду подбирают в соответствии с характером погоды, однако обязательно нужно взять с собой сапоги, непромокаемый плащ или ветровку. Вспоминая наш поход, могу сказать, что с собой мы взяли много лекарств, что, в общем, оказалось нелишним. У ребят были порез на ноге от ракушки и заболевание уха у самого младшего (пришлось сделать ему компресс). Мы строили свой маршрут так, чтобы всегда быть вблизи населенного пункта, где могли бы нам оказать более квалифицированную медицинскую помощь. От свежего воздуха, от купаний дети крепли на глазах. У нас появилось неписанное правило-вместо наказаний, которые почти всегда неизбежны, назначали детям выполнение каких-либо физических упражнений: определенное число раз отжаться, подтянуться, приседать. Этим достигались две цели: дошкольники учились считать и физически работали в меру своих сил. Маленький тоже заразился-его не наказывали, он сам отжимался, подражая. Если подвести итог, надо сказать, что путешествие с детьми на лодках приносит очень много пользы и взрослым, и детям. Малыши постоянно находятся под наблюдением родителей и в то же время на свободе-в пределах того места, где разбит лагерь. У них появляется масса новых, не домашних занятий: костер, дрова, палатки, удочки-и новые обязанности. Младшие (особенно это было заметно на маленьком) от общения со старшими «умнеют» на глазах: развивается речь, появляются новые понятия. Старшие учатся заступаться за младших, терпеть подчас их выходки, прощать им невольные и нечаянные проступки. А весь детский коллектив в целом поддерживал дисциплину во «взрослых» рядах-не позволял слишком долго спать, плохо и нерегулярно готовить пищу, вообще расслабляться. Кроме того, путешествие с детьми обходится гораздо дешевле, чем поездка на юг, не надо уговаривать бабушек чем-то помочь, организовать такую поездку гораздо проще, чем достать семейные путевки в пансионат. Смею порекомендовать всем, кто хочет отдохнуть в уединении, но с друзьями, с пользой, без напряжения, под открытым небом, но не без удобств, кто устал от умственной работы, но готов каждый час решать новые животрепещущие задачи,-отправиться в лодочный поход и обязательно взять с собой детей.
Г. Мартынова.