Светлана Клавкина
Консультация для воспитателей «Знакомство со сказкой в процессе нравственного воспитания детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка, приводит к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.
По словам Б. М. Теплова художественная литература развивает воображение, чувство, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение, а главное – речь.
Публикация «Консультация для воспитателей „Знакомство со сказкой в процессе нравственного воспитания детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
«Важнейшим источником развития выразительности речи, - пишет Б. Теплов, - являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки и т. д.)».
Но главное – это сказка. И от того, как вы знакомите детей с этим жанром литературы, зависит многое. Любая сказка ставит следующие образовательные задачи:
• познакомить с нравственными качествами : «добрый» - «злой»;
• научить детей узнавать их в героях (и других людях);
• познакомить (научить узнавать в героях сказок) с моральными чертами характера и соотнести их с моральной оценкой («хорошо» - «плохо»);
• учить распознавать чувства героев: (радость, грусть, удивление, гнев, страх, стыд, вина и т. д.);
• обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих:
- различные чувства, настроение,
- различные черты характера,
- нравственные качества
Кроме того – сказка хороший воспитатель. Она способствует:
• формированию положительных черт характера (уважение, щедрость, скромность) сначала в игре по сюжету сказок, затем в повседневной жизни;
• развитие эмпатии, а именно понимание, сочувствие и содействие к сказочным героям (людям);
• обогащению эмоциональной сферы ребенка;
Какими же средствами и методами можно достичь решения этих задач?
1. «Погружение» в сказку при помощи «волшебных» вещей из нее. Создается воображаемая сказочная ситуация в начале или в середине занятия.
2. Чтение и анализ сказок :
- беседа, направленная на знакомство с различными эмоциями, чувствами;
- выделение героев с различными чертами характера
3. Проигрывание отрывков из сказки, демонстрирующих различные черты характера через объяснения, разъяснения нравственных качеств и мотива действия персонажей.
4. Игра со строительным и дидактическим материалом.
5. Рисование, раскрашивание с речевыми комментариями
6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил.
Как же эти методы и приемы могут быть реализованы на одном занятии?
«Введение в сказку» может проводиться следующими приемами:
• посмотреть на вещи, стоящие в группе с «другой стороны», зажмурить глаза, вздохнуть и с выдохом открыть глаза и осмотреться или через сюрпризный момент.
Далее воспитатель привлекает внимание детей к какой-либо вещи :
• скамейка («Может на ней сидели дед и баба»)
• миска («А может, в ней испекли Колобок» и т. д.)
• бобовое зернышко («А может, им подавился Петушок?») и т. д.
Затем надо спросить детей, узнали ли они, из какой сказки вещи?
Вот теперь воспитатель начинает чтение сказки : «Давайте, почитаем эту сказку, а потом поиграем». После чтения идет короткая беседа. Например, о ком (о чем) эта сказка? Сама ли мышка вытянула репку? Назовите тех, кто ей помогал. Почему ей помогали?
Далее происходит игра-драматизация. («Дети, а кто хочет поиграть в эту сказку?») Воспитатель раздает куклы пальчикового театра или шапочки и предлагает повторить сказку. Обращает внимание детей на интонацию, с которой говорят персонажи. Может показать игры с игрушками (главными героями) с разъяснением нравственных и моральных качеств. («Почему лисичка так поступила?»).
Как же закрепить нравственные понятия, полученные от чтения сказки?
В этом поможет дидактический материал.
• узнавание эмоций и чувств героев на картинках, иллюстрациях, где изображены основные события сказки.
• использование мнемотехники
• совместное рассказывание сказки в процессе передвижения фишек по игровому полю
Игра сопровождается вопросами:
«Почему он так поступил?»
«Что он хотел сделать?»
«Нравится он тебе или нет»»
«Встречается ли еще этот герой в другой сказке?» и т. д.
Воспитатель помогает детям : и рассуждать, и формировать собственное мнение.
Также дети могут что-то слепить, нарисовать, построить, чтобы помочь герою.
Воспитатель также модулирует отдельные ситуации в реальной жизни детей в группе (перенос сказки в повседневную жизнь) : готовимся встречать гостей, чаепитие, «А я хочу Колобка» познакомить с … и т. д.
Работая над сказкой, воспитатель должен обращать внимание на то, как воспринимает сказку каждый ребенок. И задаться вопросами:
Обращает ли внимание ребенок на мимику изображаемых персонажей?
Умеет ли по изображению определить характер персонажа?
Удается ли ребенку рассказ по изображению? (мнемотехника)
Может ли ребенок разворачивать игру по сюжету?
Использует ли предметы-заместители в игре?
Умеет ли выражать сострадание?
Старается ли утешить обиженного?
Боится ли отрицательных персонажей?
Доступен ли пониманию переносный смысл? (Например, огромный Таракан)
Подбирает ли цвет для рисунка?
При такой работе с художественной литературой дети становятся более внимательными друг к другу и чувствам других людей, будут стремиться поступать хорошо не потому, что так требуют взрослые, а потому, что это обеспечивает им более высокий статус в коллективе сверстников и их симпатии.