Анна Мишина
Консультация для воспитателей «Занимательная экология»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы стоим на грани экологической катастрофы остро встает вопрос об экологическом воспитании юного поколения. С помощью занимательного материала, через эмоциональные переживания можно сформировать у детей широкий, комплексный взгляд на природу, показать взаимосвязь живой и неживой природы, взаимодействие человека и природы. Через сказки, перевертыши, небылицы, загадки, занимательные игры взрослый помогает ребенку осознать значение природы, понять ее красоту, индивидуальную самоценность и неповторимость живых организмов, овладеть нормами и правилами поведения в природе. Среди многочисленных сказок для детей в своей работе по экологическому воспитанию использую народные сказки, где в разных волшебных превращениях волшебника и его непокорного ученика (ученик - в зерно, волшебник – в курицу; ученик – в карася, волшебник – в щуку и т. д.) показаны фрагменты пищевых цепочек, элементы сложных природных взаимодействий типа «хищник – жертва». Сказки «Зимовье зверей», «Хвосты», «Лиса и журавль» и др., в увлекательной форме помогают понять ребенку законы природы. Огромное значение для экологического воспитания имеют сказки Т. Николаевой («Чешуйки», «Лопушок», И. Соколова – Микитова («Листопадничек», С. Маршака («Сказка об умном мышонке», «Двеннадцать месяцев», М. Горького («Ворбьишко», Н. Сладкого («Почему ноябрь пегий») и др. События сказок основаны на реальных фактах, на реальной жизни природы. Эта жизнь не таинственна, она повторяется, ее может увидеть каждый, если захочет. Герои – растения, животные взяты нарочно самые обыкновенные, те, что можно сказать примелькались. Эти истории – сказки – можно рассматривать как сказки – игры. В самом деле, как просто, выйдя с ребятами на прогулку, найти героя только что прочитанной истории! Да и зачем искать? Он тут как тут, словно ждет у забора, у дороги, на цветке. И вот он уже не просто лопух, а Лопух, не про цветок василек, а Василек, он разговаривает, совершает какие – то поступки, вступает в различные взаимодействия с другими обитателями природы. Веселят и в тоже время заставляют логически мыслить стихи – небылицы, стихи – перевертыши, стихи – путаницы. Дети с удовольствием слушают, смеются, а затем исправляют автора, например:
Публикация «Консультация для воспитателей „Занимательная экология“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Это правда или нет?» Л. Станчева
Теплая весна сейчас
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый по лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» - пел воробей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?
Очень любят дети произведения К. И. Чуковского «Чудо – дерево»; «Путаница»; «Тараканище». Через смешные небылицы, перевертыши, путаницы, необычные происшествия, невероятные поступки героев малыш понимает, такого не может быть в реальном мире (бывают ли летающие лошади и говорящие собаки ит. д.) Польза подобных стихов и сказок очевидна: за каждым «не так» ребенок живо ощущает «так», всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме. Существует множество занимательных игр и упражнений, но все они требуют при подборе особой осторожности. Трудные, непосильные задания могут отпугнуть, поэтому при подборе занимательного материала по экологии необходимо соблюдать принцип от простого к сложному. Игры и занятия игрового характера способствуют закреплению знаний о природе, развитию у детей мышления, речи, памяти, внимания. Например: «Хитрый гном», «Найди братца (сестренку)», «Найди фото». Игры на классификацию проводятся с целью: научить детей выделять существенные и малосущественные признаки, группировать по выделенным и заданным признакам, формировать основы анализа и синтеза. Материал к таким играм: наборы картинок с изображением объектов или явлений природы (животные, птицы, овощи, фрукты, насекомые осадки, времена года и т. п.). Игры: «Разложи предметы по группам», «Выбери предметы по признакам, которые я назову», «Чем отличаются», «Какой детали не хватает», «Логические цепочки» и т. д. На примере данного занимательного материала можно, не нарушая экологических закономерностей и правил, а используя их, построить множество разнообразных сказок, рассказов, игр, загадок. Если ребенок придумал сказку или рассказ, сочинил стихотворение – небылицу и т. п., то есть «связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, значит можно сказать с уверенностью, что он научился мыслить». (В. А. Сухомлинский) Перемещение в сказках, рассказах центра внимания детей с человека на живую природу, которая создает и поддерживает среду обитания людей, позволяет формировать уважение к природе, ответственность за нее. Это и должно лежать в основе экологического воспитания.