МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Занимательная экология»

Анна Мишина
Консультация для воспитателей «Занимательная экология»
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня мы стоим на грани экологической катастрофы остро встает вопрос об экологическом воспитании юного поколения. С помощью занимательного материала, через эмоциональные переживания можно сформировать у детей широкий, комплексный взгляд на природу, показать взаимосвязь живой и неживой природы, взаимодействие человека и природы. Через сказки, перевертыши, небылицы, загадки, занимательные игры взрослый помогает ребенку осознать значение природы, понять ее красоту, индивидуальную самоценность и неповторимость живых организмов, овладеть нормами и правилами поведения в природе. Среди многочисленных сказок для детей в своей работе по экологическому воспитанию использую народные сказки, где в разных волшебных превращениях волшебника и его непокорного ученика (ученик - в зерно, волшебник – в курицу; ученик – в карася, волшебник – в щуку и т. д.) показаны фрагменты пищевых цепочек, элементы сложных природных взаимодействий типа «хищник – жертва». Сказки «Зимовье зверей», «Хвосты», «Лиса и журавль» и др., в увлекательной форме помогают понять ребенку законы природы. Огромное значение для экологического воспитания имеют сказки Т. Николаевой («Чешуйки», «Лопушок», И. Соколова – Микитова («Листопадничек», С. Маршака («Сказка об умном мышонке», «Двеннадцать месяцев», М. Горького («Ворбьишко», Н. Сладкого («Почему ноябрь пегий») и др. События сказок основаны на реальных фактах, на реальной жизни природы. Эта жизнь не таинственна, она повторяется, ее может увидеть каждый, если захочет. Герои – растения, животные взяты нарочно самые обыкновенные, те, что можно сказать примелькались. Эти истории – сказки – можно рассматривать как сказки – игры. В самом деле, как просто, выйдя с ребятами на прогулку, найти героя только что прочитанной истории! Да и зачем искать? Он тут как тут, словно ждет у забора, у дороги, на цветке. И вот он уже не просто лопух, а Лопух, не про цветок василек, а Василек, он разговаривает, совершает какие – то поступки, вступает в различные взаимодействия с другими обитателями природы. Веселят и в тоже время заставляют логически мыслить стихи – небылицы, стихи – перевертыши, стихи – путаницы. Дети с удовольствием слушают, смеются, а затем исправляют автора, например:

Публикация «Консультация для воспитателей „Занимательная экология“» размещена в разделах

«Это правда или нет?» Л. Станчева

Теплая весна сейчас

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый по лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га» - пел воробей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?

Очень любят дети произведения К. И. Чуковского «Чудо – дерево»; «Путаница»; «Тараканище». Через смешные небылицы, перевертыши, путаницы, необычные происшествия, невероятные поступки героев малыш понимает, такого не может быть в реальном мире (бывают ли летающие лошади и говорящие собаки ит. д.) Польза подобных стихов и сказок очевидна: за каждым «не так» ребенок живо ощущает «так», всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме. Существует множество занимательных игр и упражнений, но все они требуют при подборе особой осторожности. Трудные, непосильные задания могут отпугнуть, поэтому при подборе занимательного материала по экологии необходимо соблюдать принцип от простого к сложному. Игры и занятия игрового характера способствуют закреплению знаний о природе, развитию у детей мышления, речи, памяти, внимания. Например: «Хитрый гном», «Найди братца (сестренку)», «Найди фото». Игры на классификацию проводятся с целью: научить детей выделять существенные и малосущественные признаки, группировать по выделенным и заданным признакам, формировать основы анализа и синтеза. Материал к таким играм: наборы картинок с изображением объектов или явлений природы (животные, птицы, овощи, фрукты, насекомые осадки, времена года и т. п.). Игры: «Разложи предметы по группам», «Выбери предметы по признакам, которые я назову», «Чем отличаются», «Какой детали не хватает», «Логические цепочки» и т. д. На примере данного занимательного материала можно, не нарушая экологических закономерностей и правил, а используя их, построить множество разнообразных сказок, рассказов, игр, загадок. Если ребенок придумал сказку или рассказ, сочинил стихотворение – небылицу и т. п., то есть «связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, значит можно сказать с уверенностью, что он научился мыслить». (В. А. Сухомлинский) Перемещение в сказках, рассказах центра внимания детей с человека на живую природу, которая создает и поддерживает среду обитания людей, позволяет формировать уважение к природе, ответственность за нее. Это и должно лежать в основе экологического воспитания.

Публикации по теме:

«Занимательная математика». Консультация для родителей Работа детского сада над математическим развитием ребёнка является одним из средств умственного воспитания ребёнка и подготовки его к школе.

Консультация для педагогов на тему «Экология в ДОУ» Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Проблемы экологии: 1. Загрязнение.

Консультация для родителей «Занимательная математика дома и в повседневной жизни» в средней группе Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом.

Консультация для родителей «Экология — наше будущее» тесную связь его с неживой природой. Наука экология призвана изучить во всех тонкостях, как отдельные жильцы нашей большой «коммунальной.

Консультация для родителей «Экология в музыке с самых ранних лет» Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с вами и с детьми в любых видах музыкальной деятельности. С самых ранних лет мы, сами того.

Консультация для родителей «Занимательная фасоль»Консультация для родителей «Занимательная фасоль» Консультация для родителей. «Занимательная» фасоль». Чтобы развлекать ребёнка, а попутно ещё и развивать мелкую моторику, память, логику,.

Консультация для родителей «Экология и дети» Общение с природой положительно влияет на человека, будит в нем лучшие чувства, делает добрее и мягче. Особенно велика ее роль в воспитании.

Консультация «Экология и театральная деятельность»Консультация «Экология и театральная деятельность» Экология и театральная деятельность. В системе формирования отношений детей к природе большое место занимает развитие познавательного интереса.

Консультация «Экология в играх» Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный.

Консультация для педагогов «Занимательная математика для старших дошкольников»Консультация для педагогов «Занимательная математика для старших дошкольников» Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей огромный интерес. Дети могут подолгу перекладывать палочки или другие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Занимательная экология»
Опубликовано: 6 декабря 2019 в 21:37
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Занимательная экология»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Мишина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД