Ольга Леденёва
Консультация для воспитателей. «Восприятие музыки в контексте современных социокультурных тенденций»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация с августовской конференции 2016 в городе Светлогорске.
Почему мы обращаемся в первую очередь к слушанию музыки, а не к другим видам музыкальной деятельности? Музыкальное восприятие (слушание) важный элемент, сочетающий в себе многие виды музыкальной деятельности. Оно полностью отвечает современным требованиям воспитания, развития, обучения детей.
Публикация «Консультация для воспитателей, „Восприятие музыки в контексте современных социокультурных тенденций“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Слушание самый доступный вид деятельности, так как музыка индивидуально воздействует на каждого ребенка. При групповом прослушивании, музыка ведет свою индивидуальную беседу с маленьким слушателем. Это позволяет применять слушание в инклюзивном образовании, исключение составят дети с заболеваниями органов слуха.
Слушание музыки отвечает требованиям предъявляемыми к образовательному процессу с введением ФГОС, а так же требованиям, которые идут непосредственно от детей: получить удовольствие, радость от музыкальных занятий. И получить его здесь и сейчас, не для мамы и папы, не для воспитателя, а для себя. На первый план выходит процесс, который важнее результата. Соответственно мы можем говорить о том, что целью взаимодействия с детьми является каждое занятие.
К сожалению, у данного вида деятельности есть ряд проблем. Самая главная – это слушание музыки в семье. Здесь даже не нужны пояснения, так как дети в лучшем случае слушают детские современные коллективы или музыку, которую любят родители. Чаще всего музыка не соответствует возрастным требованиям. Проводятся консультации для родителей, но пока эта проблема остается открытой.
«Музыка необъяснима в словах, иначе это была бы литература».
Чтобы проникнуться музыкой ребенку надо прилагать много волевых усилий, поэтому многим детям становится не интересно, скучно. нужно дать детям возможность обдумать, принять музыку. Здесь необходимо понять волевые психотехники: внешнее развертывание и внутреннее свертывание. Внешнее развертывание как раз отвечает за интерес, за увлеченность, за создание того самого удовольствия, поэтому сажать детей на стулья и «приказывать» сидеть смирно, руки на коленях, ноги ровно на полу, просто бессмысленно. Так как уже проверено учеными, что в восприятии музыки задействованы все мышцы тела, и самое главное связки тоже двигаются, пусть это микро движения но мозг в момент восприятия посылает импульсы, чтобы понять музыку в каждую мышцу, поэтому детям так сложно усидеть на месте (эксперимент).
Внутреннее свертывание происходит постепенно, на это уходит некоторое время, поэтому Т. Э Тютюнникова советует не обсуждать музыку, а забрать ее в свое сердце и оставить право каждому ребенку самостоятельно постичь музыку.
Как и цель ФГОС не обучить, а научить самому добывать знания, то и цель слушания направить ребенка на самостоятельную музыкальную деятельность, если ребенок замечает и задумывается и в бытовых вещах видит отражение музыки, то цель достигнута.
2015- 2016 учебный год был богат на значимые события в мире музыки, Нам с коллегой Л. Бильда тоже очень хотелось внести свой вклад в память о великих композиторах, тогда мы задумались, как же заинтересовать детей музыкой, какие произведения выбрать, какие приемы использовать? Мы понимали, что для наших детей (у нас нет старшей и подготовительных групп) музыка будет очень сложной для понимания так как у них совсем немного жизненного опыта, для этого мы решили использовать сложные произведения композиторов в форме развлечения «Музыкальная гостиная». Мы взяли произведения, которые послужили основой для создания мультипликационных фильмов известной киностудии «Союзмультфильм». Мультипликационные фильмы были без слов, но их с легкостью заменила музыка, и чтобы ребятам было легче пропустить музыку через себя, им предложили самим стать музыкантами и поиграть на музыкальных инструментах. Очень порадовало, что музыка очень запомнилась детям, они на прогулке и в группе находили предметы и явления, которые им запомнились в музыке, что говорим о том, что музыка не прошла бесследно для их души.