Валентина Посохова
Консультация для воспитателей «Воспитатель, дети, их общение»
▼ Скачать + Заказать документы
Общение со сверстниками и взрослыми чрезвычайно важно для становления личности дошкольника. Как часто проблема общения становится едва ли не самой важной, жизненной проблемой. Человеку, не владеющему навыками общения, трудно жить в современном мире.
Процесс общения протекает не просто. Наблюдая за ним, мы видим только внешнюю поверхностную картину взаимодействия. Но за внешним лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Благополучные групповые взаимоотношения необходимое условие успешного взаимодействия детей, детей и взрослых, а поэтому их нарушения могут негативно сказываться во всем процессе психологического развития ребенка. От того, как складываются отношения ребенка со сверстниками и взрослыми в группе, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения (общения, и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру.
Каждый год приносит с собой смену стиля общения с детьми, потому что меняется характер потребности ребенка во взрослом. Важно понимать, что новая потребность приходит не вместо предшествующей, а в добавлении к ней.
Общение является одним из важнейших факторов психологического развития с первых дней жизни ребенка.
Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различные положения. В дошкольном возрасте проявляются дружеские взаимоотношения, выделяются дети, испытываю-щие трудности в общении со сверстниками и взрослыми.
Для детей двух лет важно, чтобы воспитатель был ласковым и готовым помочь и защитить. Это не меньше необходимо детям пятилетнего возраста. Ведь ласка нужна и взрослым, и детям. Поэтому не забывайте, что ребенка нужно приласкать, обнять, посидеть рядом просто так. Обмен «приятными прикосновениями» между вами и ребенком создает атмосферу доверия, тепла, расслабленности и покоя.
Для трехлетнего ребенка важно, чтобы воспитатель был хорошим партнером по разнообразной деятельности. Но и пятилетний ребенок оценит эти способности взрослого по достоинству. Он будет с удовольствием вместе с вами строить и мастерить что-то. Конечно, если вы будете рабо-тать на равных, а не он под вашим руководством. Задача этого этапа – за-служить авторитет. Соответствующий тип общения – ситуативно-деловое.
В среднем возрасте взрослый становится авторитетным источником интересной и достоверной информации, но эта функция сохраняется у педагога и в старшей группе. По-прежнему необходимо знать и постоянно узнавать что-то новое и интересное. Задача этого этапа заслужить авторитет человека «знающего».
В старшем возрасте необходимо умение выслушивать доверительные рассказы детей и выступать в личном общении на равных с ребенком, из-бегая оценок и морализования, а также умение искренне радоваться жизни. Старший возраст похож на психологическую репетицию подросткового периода, когда внимание ребенка тоже оказывается прикованным к сфере человеческих отношений, активно создается образ самого себя и своей жизни в ближайшем будущем и так нужен близкий человек, с которым можно обо всем поговорить.
Подготовительная группа – это год интенсивной подготовки к школе, это вовсе не означает, что можно утратить индивидуальный, личностный, эмоционально теплый контакт, который сложился у вас, если вы прошли вместе несколько лет. По-прежнему, детям нужна ваша ласка, сочувствие, понимание; по-прежнему дети любят, если вы как партнер включались в их игры; по-прежнему вы останетесь важнейшим источником достоверной и интересной информации. Однако постепенно на основе возникшей в старшем возрасте и развиваемой произвольности взрослые вводят в жизнь детей и элемент обязательных занятий, обязательных требований к поведению, которых не было раньше.