Афанасьева Светлана Сергеевна
Консультация для воспитателей «Улыбка ребенка в период адаптации»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: адаптация детей к новым условиям ДОУ – трудная пора для детей, родителей и персонала групп. Малыши трудно переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке. Родителям тяжело видеть неутешное горе своего малыша, а воспитателю нужно все успеть сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика
новенького.
Публикация «Консультация для воспитателей „Улыбка ребенка в период адаптации“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Характер и длительность адаптационного периода зависят от ряда объективных от возраста ребенка. Относительно спокойно протекает период привыкания детей 3,5 – 4 лет. В этом возрасте ребенок постепенно выходит за рамки интересов семейного круга, его манят «неизведанные
дали». Все это сглаживает остроту адаптационного периода. Совершенствование памяти и внимания, довольно высокий уровень развития речи и познавательной активности детей этого возраста помогают воспитателю отвлечь их от переживаний разлуки с семьей, занять интересной деятельностью, наладить контакт. Ничего этого нет у крохи в возрасте до 3 – 3,5 лет. Некоторые дети испытывают неприятие, даже панику, когда чужой взрослый собирается взять его за руку. Находясь в нервном возбуждении, дети не чувствуют голода, а кормить насильно нельзя. Обилие игрушек,
множество полотенец и горшков, рычащих сливных бачков, комната с множеством кроватей – все это пугает малыша. Такие испытания не проходят бесследно, и, как правило, через 3-4 дня ребенок заболевает. Находясь в группе сверстников, ребенок попадает в чужеродную аэробную среду, и в группе всегда найдутся те, у кого першит в горле или капает из носа. Особенно часто болеют ослабленные дети. Персоналу группы, особенно в адаптационный период, следует неукоснительно выдерживать график проветривания помещений, четко организовывать фильтр во время утреннего
приема, тщательно обрабатывать не только посуду, горшки, но и игрушки.
По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на три группы.
•
ПЕРВАЯ ГРУППА. Большинство детей резко отрицательно и бурно
выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются. Они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери с яростью расшвыривают предлагаемые игрушки. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течение 20-30 дней.
•
ВТОРАЯ
ГРУППА. Не многочисленная, 2-3 ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены.
Эти дети не притрагиваются ни к еде, ни к игрушкам, забиваются в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом. Они молчат, не реагируют на предложения взрослого, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. Адаптация таких детей длится 2-3 месяца, протекает сложно.
•
ТРЕТЬЯ ГРУППА. Общительные малыши, улыбаются, здороваются со
взрослым, берут инициативы общения в свои руки. Спешат рассказать
воспитателю, какие у него дома необыкновенные игрушки, животные, друзья, с удовольствием демонстрируют свои умения: самостоятельно едят, раздеваются, ожидают похвалы. Но такая идиллия длится не более 2-3 дней, на большее у них не хватает объема информации. Теперь, уже увидев издали здание детского сада, резко протестуют, по стилю поведения не отличаются от детей первой группы.
Характер и длительность адаптационно периода зависят :
1. От индивидуально-типологических особенностей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно переносят разлуку с мамой,
более длительное время привыкают, чаще болеют.
2. От жизненного опыта малыша. Ребенок из большой семьи, умеющий беспроблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи, точно зная, чего от кого ожидать, и в группе с удовольствием идет на контакт с незнакомыми людьми, с интересом
обследует незнакомую обстановку. Нет проблем с адаптацией у детей, живущих в коммунальных квартирах. Проходит время и адаптационный
период заканчивается. Первые положительные сдвиги можно отметить в
стабилизации эмоциональной сферы. Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня. У малыша появляется
аппетит, он принимает помощь взрослого во время обеда, хотя и не всегда
съедает положенную норму. У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может занять игрой. Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша, как в дневное, так и ночное время дома.
Педагогу, в поддержке ребенка в этот период, необходимо знать иерархию
потребностной структуры ребенка раннего возраста в условиях социализации.
Ребенок и дети
Ребенок и ближайшее окружение
Ребенок и взрослые
Ребенок и мама
1 СТУПЕНЬ – ребенок и его мама. Их тесная взаимосвязь – основа успешного развития будущей личности. В период привыкания малыша мы не имеем права отрывать ребенка от мамы, расшатывать основу иерархической лестницы его потребностей.
2 СТУПЕНЬ – расширяющиеся связи ребенка с другими взрослыми. На этом этапе следует продумывать условия, при которых будет проходить знакомство ребенка с воспитателем, неизменно доброжелательное отношение
к которому со стороны мамы, помогает ему легче наладить контакт, быстрее принять нового взрослого. Как показали исследования психологов, восприятие ребенком нового взрослого происходит через призму маминого восприятия незнакомца.
3 СТУПЕНЬ – проявление интереса к объектам и предметам ближайшего окружения. На эту ступень ребенок переходит сам с помощью мамы и воспитателя. Он переходит к детальному знакомству с объектами, предметами, с расположением и назначением каждого из подсобных помещений. Психологи отмечают: для детей раннего возраста предпочтительнее игрушка, чем общество сверстников. Отметив понравившуюся игрушку, малыш все свое внимание обращает на нее, не замечая никого и ничего вокруг, стремится завладеть ею и искренне удивляется, встретив сопротивление хозяина этого сокровища, и даже может вступить с ним в единоборство. Отсюда и постоянные конфликты из-за игрушек. Сверстники малышу пока не интересны, и это понятно. Игровой опыт каждого еще мал, жизненный тоже. Никакой новой информации от них малыш пока получить не может; к тому же каждый играет сам по себе, при
Попытке другого ребенка приблизиться тут же настораживается, прекращает игру, отворачивается. Более того, дети иногда воспринимают новенькую, ярко разодетую девчушку за интересную игрушку и могут потянуть за волосы, дернуть за руку.
4СТУПЕНЬ – ребенок и сверстники. Формирование правильных взаимоотношений между сверстниками – одна из серьезных задач воспитательного процесса.
НЕ ВЛАДЕЯ ИНФОРМАЦИЕЙ ОБ ИЕРАРХИИ ПОТРЕБНОСТНОЙ СТРУКТУРЫ МАЛЫШЕЙ, МЫ НЕВОЛЬНО СОВЕРШАЕМ РЯД ГРУБЕЙШИХ ОШИБОК.
1. Н е п р и н и м а е м присутствия мамы в адаптационный период в группе с ребенком.
2. Зная ведущую роль взрослого в развитии ребенка, в период адаптации забываем о ней. Оказавшись в незнакомой обстановке без близких ребенок мобилизует свои силы и самостоятельно пытается наладить контакт с незнакомым человеком (просится на руки, ходит, держась за платье и т. д.). Взрослый, успокоив отчаявшегося, предлагает: «Смотри,
сколько у нас интересных игрушек!», перебрасывая малыша сразу на третью ступень. Еще сложнее, когда малыша перебрасывают сразу не четвертую ступень: «Смотри, сколько у нас детишек! И никто не плачет. Иди, поиграй с ними!». А ведь каждому практическому работнику хорошо известно: новенький даже не двинется в сторону сверстников. На самостоятельную ориентировку в чужой для ребенка обстановке уходит от 1 до 6 месяцев.
3. Если период адаптации начинается, когда группы еще полностью не открыты и адаптирующихся детей объединяют в одном помещении, а после адаптации отправляют в основную возрастную группу, то малыши повторно проходят испытания адаптацией, нарушается
первейшая задача дошкольного учреждения – заботиться о здоровье ребенка.
4. Если взрослые в группе работают напряженно, без улыбок, речь скупа на эмоции –дети чутко улавливают настроение взрослых, заражаются им, но не находят успокоения в таком примитивном общении.
Проблема адаптации – это проблема родителей, но никак не персонала группы, как у нас принято считать. Задача родителей правильно подготовить ребенка к поступлению в ДОУ, всячески поддерживать его в период адаптации. Задача воспитателей – помощь родителям легко адаптировать малышей.
Адаптация – длительный процесс, который необходимо вести в два этапа. Каждый этап имеет свои цели, задачи, которые не всегда совпадают для родителей и воспитателей. Первый этап – подготовительный (4-5мес.) Второй – основной. Длительность зависит от того, насколько глубоко родители прониклись серьезностью проблемы, чтобы не травмировать психику малыша, правильно ведут его до полного привыкания. На основном этапе успешность адаптации зависит и от мастерства воспитателя. Он должен работать так, чтобы детям было с ним интересно, руководить действиями родителей умно и тактично, чтобы они понимали, что воспитатель – союзник, что конечные цели у всех едины. В таких условиях выигрывает и ребенок и сами взрослые.
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ
УСЛОВИЙ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.
1. Присутствие кого – либо из членов семьи (мамы или бабушки) необходимо вплоть до окончания адаптационного периода.
2. Придерживаться гибкой системы постепенного введения детей в новые условия жизни:
• Первое знакомство с ДОУ, как правило, проходит на прогулке (предпочтительнее в вечернее время) и длится не более 30-40 минут. У каждого малыша свой ритм адаптации, с учетом этого время пребывания ребенка в детском саду увеличивается постепенно: сначала он приходит только на прогулку, затем к началу утренних занятий и уходит домой к концу прогулки.
• Прогулка для детей своеобразная передышка. Во-первых, они несколько
успокаиваются, когда с них не снимают одежду, а наоборот, надевают свою, знакомую. Во-вторых, на участке дети почти не плачут: в их жизненном опыте уже были и скамейка, и песочница. В-третьих, на прогулке у воспитателя появляется реальная возможность не спеша поговорить с новеньким, взяв за руку, походить с ним. Возвращение с прогулки – это опять поток слез, поэтому лучше всего на таком эмоционально положительном всплеске расстаться с малышом, передав его маме.
• Завтрак, обед и дневной сон
Должны проходить в домашней обстановке. Со временем ребенок будет обедать в дошкольном учреждении, а потом завтракать, а к окончанию адаптационного периода и спать днем вместе со сверстниками.
3. На время адаптационного периода следует несколько скорректировать режим дня. Первые 15-20 дней выводить на прогулку сразу после
завтрака, использовать игры на сближение, эмоциональное общение, подвижные игры, наблюдения.
4. Воспитателю следует доброжелательно, без напряжения встречать нового ребенка и его маму. В трудные моменты проведения режимных процессов опираться на непосредственную помощь мам, находить возможность в присутствии детей делать подарки - самоделки.
5. С целью снятия эмоционального дискомфорта и напряженного состояния ограничить число взрослых, посещающих группу.