Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Улыбка ребенка в период адаптации»

Афанасьева Светлана Сергеевна
Консультация для воспитателей «Улыбка ребенка в период адаптации»
▼ Скачать + Заказать документы

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: адаптация детей к новым условиям ДОУ – трудная пора для детей, родителей и персонала групп. Малыши трудно переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке. Родителям тяжело видеть неутешное горе своего малыша, а воспитателю нужно все успеть сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика

новенького.

Публикация «Консультация для воспитателей „Улыбка ребенка в период адаптации“» размещена в разделах

Характер и длительность адаптационного периода зависят от ряда объективных от возраста ребенка. Относительно спокойно протекает период привыкания детей 3,5 – 4 лет. В этом возрасте ребенок постепенно выходит за рамки интересов семейного круга, его манят «неизведанные

дали». Все это сглаживает остроту адаптационного периода. Совершенствование памяти и внимания, довольно высокий уровень развития речи и познавательной активности детей этого возраста помогают воспитателю отвлечь их от переживаний разлуки с семьей, занять интересной деятельностью, наладить контакт. Ничего этого нет у крохи в возрасте до 3 – 3,5 лет. Некоторые дети испытывают неприятие, даже панику, когда чужой взрослый собирается взять его за руку. Находясь в нервном возбуждении, дети не чувствуют голода, а кормить насильно нельзя. Обилие игрушек,

множество полотенец и горшков, рычащих сливных бачков, комната с множеством кроватей – все это пугает малыша. Такие испытания не проходят бесследно, и, как правило, через 3-4 дня ребенок заболевает. Находясь в группе сверстников, ребенок попадает в чужеродную аэробную среду, и в группе всегда найдутся те, у кого першит в горле или капает из носа. Особенно часто болеют ослабленные дети. Персоналу группы, особенно в адаптационный период, следует неукоснительно выдерживать график проветривания помещений, четко организовывать фильтр во время утреннего

приема, тщательно обрабатывать не только посуду, горшки, но и игрушки.

По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на три группы.

ПЕРВАЯ ГРУППА. Большинство детей резко отрицательно и бурно

выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются. Они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери с яростью расшвыривают предлагаемые игрушки. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течение 20-30 дней.

ВТОРАЯ

ГРУППА. Не многочисленная, 2-3 ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены.

Эти дети не притрагиваются ни к еде, ни к игрушкам, забиваются в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом. Они молчат, не реагируют на предложения взрослого, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. Адаптация таких детей длится 2-3 месяца, протекает сложно.

ТРЕТЬЯ ГРУППА. Общительные малыши, улыбаются, здороваются со

взрослым, берут инициативы общения в свои руки. Спешат рассказать

воспитателю, какие у него дома необыкновенные игрушки, животные, друзья, с удовольствием демонстрируют свои умения: самостоятельно едят, раздеваются, ожидают похвалы. Но такая идиллия длится не более 2-3 дней, на большее у них не хватает объема информации. Теперь, уже увидев издали здание детского сада, резко протестуют, по стилю поведения не отличаются от детей первой группы.

Характер и длительность адаптационно периода зависят :

1. От индивидуально-типологических особенностей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно переносят разлуку с мамой,

более длительное время привыкают, чаще болеют.

2. От жизненного опыта малыша. Ребенок из большой семьи, умеющий беспроблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи, точно зная, чего от кого ожидать, и в группе с удовольствием идет на контакт с незнакомыми людьми, с интересом

обследует незнакомую обстановку. Нет проблем с адаптацией у детей, живущих в коммунальных квартирах. Проходит время и адаптационный

период заканчивается. Первые положительные сдвиги можно отметить в

стабилизации эмоциональной сферы. Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня. У малыша появляется

аппетит, он принимает помощь взрослого во время обеда, хотя и не всегда

съедает положенную норму. У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может занять игрой. Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша, как в дневное, так и ночное время дома.

Педагогу, в поддержке ребенка в этот период, необходимо знать иерархию

потребностной структуры ребенка раннего возраста в условиях социализации.

Ребенок и дети

Ребенок и ближайшее окружение

Ребенок и взрослые

Ребенок и мама

1 СТУПЕНЬ – ребенок и его мама. Их тесная взаимосвязь – основа успешного развития будущей личности. В период привыкания малыша мы не имеем права отрывать ребенка от мамы, расшатывать основу иерархической лестницы его потребностей.

2 СТУПЕНЬ – расширяющиеся связи ребенка с другими взрослыми. На этом этапе следует продумывать условия, при которых будет проходить знакомство ребенка с воспитателем, неизменно доброжелательное отношение

к которому со стороны мамы, помогает ему легче наладить контакт, быстрее принять нового взрослого. Как показали исследования психологов, восприятие ребенком нового взрослого происходит через призму маминого восприятия незнакомца.

3 СТУПЕНЬ – проявление интереса к объектам и предметам ближайшего окружения. На эту ступень ребенок переходит сам с помощью мамы и воспитателя. Он переходит к детальному знакомству с объектами, предметами, с расположением и назначением каждого из подсобных помещений. Психологи отмечают: для детей раннего возраста предпочтительнее игрушка, чем общество сверстников. Отметив понравившуюся игрушку, малыш все свое внимание обращает на нее, не замечая никого и ничего вокруг, стремится завладеть ею и искренне удивляется, встретив сопротивление хозяина этого сокровища, и даже может вступить с ним в единоборство. Отсюда и постоянные конфликты из-за игрушек. Сверстники малышу пока не интересны, и это понятно. Игровой опыт каждого еще мал, жизненный тоже. Никакой новой информации от них малыш пока получить не может; к тому же каждый играет сам по себе, при

Попытке другого ребенка приблизиться тут же настораживается, прекращает игру, отворачивается. Более того, дети иногда воспринимают новенькую, ярко разодетую девчушку за интересную игрушку и могут потянуть за волосы, дернуть за руку.

4СТУПЕНЬ – ребенок и сверстники. Формирование правильных взаимоотношений между сверстниками – одна из серьезных задач воспитательного процесса.

НЕ ВЛАДЕЯ ИНФОРМАЦИЕЙ ОБ ИЕРАРХИИ ПОТРЕБНОСТНОЙ СТРУКТУРЫ МАЛЫШЕЙ, МЫ НЕВОЛЬНО СОВЕРШАЕМ РЯД ГРУБЕЙШИХ ОШИБОК.

1. Н е п р и н и м а е м присутствия мамы в адаптационный период в группе с ребенком.

2. Зная ведущую роль взрослого в развитии ребенка, в период адаптации забываем о ней. Оказавшись в незнакомой обстановке без близких ребенок мобилизует свои силы и самостоятельно пытается наладить контакт с незнакомым человеком (просится на руки, ходит, держась за платье и т. д.). Взрослый, успокоив отчаявшегося, предлагает: «Смотри,

сколько у нас интересных игрушек!», перебрасывая малыша сразу на третью ступень. Еще сложнее, когда малыша перебрасывают сразу не четвертую ступень: «Смотри, сколько у нас детишек! И никто не плачет. Иди, поиграй с ними!». А ведь каждому практическому работнику хорошо известно: новенький даже не двинется в сторону сверстников. На самостоятельную ориентировку в чужой для ребенка обстановке уходит от 1 до 6 месяцев.

3. Если период адаптации начинается, когда группы еще полностью не открыты и адаптирующихся детей объединяют в одном помещении, а после адаптации отправляют в основную возрастную группу, то малыши повторно проходят испытания адаптацией, нарушается

первейшая задача дошкольного учреждения – заботиться о здоровье ребенка.

4. Если взрослые в группе работают напряженно, без улыбок, речь скупа на эмоции –дети чутко улавливают настроение взрослых, заражаются им, но не находят успокоения в таком примитивном общении.

Проблема адаптации – это проблема родителей, но никак не персонала группы, как у нас принято считать. Задача родителей правильно подготовить ребенка к поступлению в ДОУ, всячески поддерживать его в период адаптации. Задача воспитателей – помощь родителям легко адаптировать малышей.

Адаптация – длительный процесс, который необходимо вести в два этапа. Каждый этап имеет свои цели, задачи, которые не всегда совпадают для родителей и воспитателей. Первый этап – подготовительный (4-5мес.) Второй – основной. Длительность зависит от того, насколько глубоко родители прониклись серьезностью проблемы, чтобы не травмировать психику малыша, правильно ведут его до полного привыкания. На основном этапе успешность адаптации зависит и от мастерства воспитателя. Он должен работать так, чтобы детям было с ним интересно, руководить действиями родителей умно и тактично, чтобы они понимали, что воспитатель – союзник, что конечные цели у всех едины. В таких условиях выигрывает и ребенок и сами взрослые.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ

УСЛОВИЙ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.

1. Присутствие кого – либо из членов семьи (мамы или бабушки) необходимо вплоть до окончания адаптационного периода.

2. Придерживаться гибкой системы постепенного введения детей в новые условия жизни:

• Первое знакомство с ДОУ, как правило, проходит на прогулке (предпочтительнее в вечернее время) и длится не более 30-40 минут. У каждого малыша свой ритм адаптации, с учетом этого время пребывания ребенка в детском саду увеличивается постепенно: сначала он приходит только на прогулку, затем к началу утренних занятий и уходит домой к концу прогулки.

• Прогулка для детей своеобразная передышка. Во-первых, они несколько

успокаиваются, когда с них не снимают одежду, а наоборот, надевают свою, знакомую. Во-вторых, на участке дети почти не плачут: в их жизненном опыте уже были и скамейка, и песочница. В-третьих, на прогулке у воспитателя появляется реальная возможность не спеша поговорить с новеньким, взяв за руку, походить с ним. Возвращение с прогулки – это опять поток слез, поэтому лучше всего на таком эмоционально положительном всплеске расстаться с малышом, передав его маме.

• Завтрак, обед и дневной сон

Должны проходить в домашней обстановке. Со временем ребенок будет обедать в дошкольном учреждении, а потом завтракать, а к окончанию адаптационного периода и спать днем вместе со сверстниками.

3. На время адаптационного периода следует несколько скорректировать режим дня. Первые 15-20 дней выводить на прогулку сразу после

завтрака, использовать игры на сближение, эмоциональное общение, подвижные игры, наблюдения.

4. Воспитателю следует доброжелательно, без напряжения встречать нового ребенка и его маму. В трудные моменты проведения режимных процессов опираться на непосредственную помощь мам, находить возможность в присутствии детей делать подарки - самоделки.

5. С целью снятия эмоционального дискомфорта и напряженного состояния ограничить число взрослых, посещающих группу.

Публикации по теме:

Игры с детьми в период адаптации ребенка к детскому садуИгры с детьми в период адаптации ребенка к детскому саду Изменения, которые обрушиваются на ребенка с поступлением в детский сад, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для педагогов «Игры в период адаптации»Консультация для педагогов «Игры в период адаптации» С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными для него. В детском.

Консультация для педагогов «Песочная страна для малышей в период адаптации в детском саду»Консультация для педагогов «Песочная страна для малышей в период адаптации в детском саду» Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский.

Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду»Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду» С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.

Консультация для родителей о проведении фотоконкурса «Улыбка ребенка — счастливое детство!»Консультация для родителей о проведении фотоконкурса «Улыбка ребенка — счастливое детство!» Уважаемые родители! Мы решили провести фотоконкурс для наших детей группы № 9 «Улыбка ребенка – счастливое детство!», приурочить к 1 июня.

Консультация для родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации ребенка в детском саду» Всем знакома утренняя сцена, расставания малыша с мамой или папой. Большая часть детей очень тяжело адаптируется в новых условиях. Ребенок.

Консультация для воспитателей по эффективному взаимодействию с родителями в условиях адаптации детейКонсультация для воспитателей по эффективному взаимодействию с родителями в условиях адаптации детей В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей "Условия успешной адаптации детей к ДОУ"При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Улыбка ребенка в период адаптации»
Опубликовано: 13 октября 2020 в 21:19
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Улыбка ребенка в период адаптации»» (включая файлы) размещена пользователем Афанасьева Светлана Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД