Татьяна Сидоренкова
Консультация для воспитателей «Учим детей отгадывать загадки»
▼ Скачать + Заказать документы
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию.
Обучать детей умению отгадывать загадки надо начинать не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении. Наблюдения, систематически проводимые в природе и окружающей жизни, лежат в основе работы по обучению детей отгадыванию загадок. Наблюдая различные группы предметов и явлений, необходимо выделять существенные для каждой группы признаки, связи, зависимости.
Публикация «Консультация для воспитателей „Учим детей отгадывать загадки“» размещена в разделах
- Загадки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В загадке важно каждое слово. Поэтому его нужно произносить чётко, ясно, с логическим ударением, выдерживая паузы.
Ещё одной важной особенностью загадок является то, что отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку.
Загадывая детям загадки, надо задуматься над тем, сможет ли ребёнок их отгадать, проанализировать ход их мыслей при отгадывании, не торопить и не забывать о том, что главное не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ на вопрос предложенной загадки.
Перед современными педагогами ставится главная задача - воспитание творческой личности, а творчество, не приходит просто так, творчеству надо учиться. В. А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «…добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка.
Практика педагогического процесса показала, что использование загадок как средства воспитания и обучения активно способствует развитию мышления, речи и речевой активности, что важно для подготовки детей к школьному обучению. Использовать загадки рекомендуется с 3-х лет.
Так что же такое загадки? Загадки это особый весёлый, интересный, загадочный мир. Само слово «загадка» — древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять».
По содержанию загадка представляет собой замысловатое описание в виде перечисления признаков предмета или явления и их сравнения.
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Ветер)
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Такой анализ развивает способность логически и образно мыслить, развивает и закрепляет навыки речи - доказательства, речи - рассуждения, речи - описания, умения определять предметы по действию и признакам. Учит понимать смысл образных выражений. Чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.
Способ доказательства - это не отдельное суждение, а логическая цепь связанных между собой суждений, приводящая к определенному выводу. От последовательности установления связей и полноты их раскрытия зависит логичность и убедительность доказательств. А значит и активность развития речи и мышления ребенка.
Приведу пример отгадывания загадок :
-Шевелились у листка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел - он вспорхнул и улетел.
Что надо искать? Цветок. Но не обычный, в такой который может вспорхнуть и улететь. Значит «цветок» летает. Каков он? У него четыре лепестка они шевелятся. Значит, это крылышки. И дети находят ответ: «Это бабочка».
-Угадайте, что за шапка.
Меха целая охапка.
Шапка бегает в лесу,
У кустов грызёт кору.
Шапка бегает, значит, это не обычная шапка, а живое существо. Это существо имеет густой хороший мех, из которого можно сшить шапку (а не шубу - приём исключения). Шапка предмет небольшой, значит, и существо небольшое (приём сопоставления). В загадке сказано, что существо бегает в лесу. Значит, это не домашнее, а дикое животное, т. е. зверь (приём исключения). У нас остался только один признак: «у кустов грызёт кору». Есть много лесных зверей, мех у которых использует человек, но ни медведь, ни волк, ни лисица, ни белка не грызут кору (метод исключения). Может быть, это заяц? Предположение, гипотеза. Соотнесём все найденные признаки (синтез) : небольшое дикое животное, живёт в лесу, бегает по нему, мех его идёт на шапки, грызёт кору. Да, это заяц (вывод).
Следует отметить, что загадки всегда служили важным средством передачи сведений об окружающем мире старшими поколениями младшим. Обучать детей умению отгадывать загадки надо начинать не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении. Наблюдения, систематически проводимые в природе и окружающей жизни, лежат в основе работы по обучению детей отгадыванию загадок. Наблюдая различные группы предметов и явлений, необходимо выделять существенные для каждой группы признаки, связи, зависимости. Знакомя детей с различными предметами, созданными руками человека, отмечайте особенности внешнего вида, материалы, из которых они сделаны, назначение, способ использования предметов. Например, рассказывая о транспорте, обращайте внимание детей на внешний вид (у автомобиля – колёса, фары, кабина, кузов и т. д. ; у самолёта – фюзеляж, крылья, хвост и др., на характер движения (автомобиль едет по дороге, поезд – по рельсам, пароход плывёт по воде, на звучание (самолёт гудит, мотоцикл трещит, на назначение (транспорт служит для перевозки людей, грузов). Знания, приобретённые детьми во время таких наблюдений, являются основой для отгадывания различных загадок о транспорте :
Что за птица:
Песен не поёт,
Гнёзд не вьёт,
Людей и груз везёт? (Самолёт).
Таким образом, фактические знания об окружающем, приобретённые детьми во время наблюдений, игр, труда, подготавливают ребёнка к пониманию содержания загадок, их логической основы и тем самым облегчают отгадывание.
А как строятся загадки? Обычно в них используются сравнения, противопоставления, отрицания, но чаще всего душой загадки является метафора. Метафора загадок необычна, парадоксальна, фантастична! И в самом деле, разве может быть, например, живое существо без рук, без ног и чтоб рисовало! Оказывается, может – мороз! Вслушивание в звучание загадок, умение чувствовать особую интонацию, рифму, ритм загадок развивают речевой слух.
В загадке важно каждое слово. Поэтому его нужно произносить чётко, ясно, с логическим ударением, выдерживая паузы. Загадывать загадку – значит, как бы ставить задачу.
Ещё одной важной особенностью загадок является то, что отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку.
Загадывая детям загадки, надо задуматься над тем, сможет ли ребёнок их отгадать, проанализировать ход их мыслей при отгадывании, не торопить и не забывать о том, что главное не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ на вопрос предложенной загадки. Если дети затрудняются найти решение ни в коем случае не уступать их просьбам. Просто сообщая отгадку, вы тем самым лишите детей возможности думать, размышлять. Этого делать не следует. Привыкая, ребята теряют интерес к загадке. Обучение детей умению отгадывать загадки требует терпения. Прежде всего взрослому не следует торопиться с ответом. Не надо также рассчитывать только на природную сообразительность ребёнка. Детей следует учить сознательно отгадывать загадки : понимать их содержание, находить пути решения логической задачи, знакомить с приёмами отгадывания, а также учить объяснять и доказывать правильность отгадки.
Придерживаясь перечисленных советов, загадка станет не просто развлечением, а упражнением в рассуждении и доказательстве, приблизит ребенка к пониманию народной и литературной речи.