Марина Шустикова
Консультация для воспитателей «Теоретические основы интеграции» (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
«Теоретические основы интеграции содержания дошкольного образования»
Материал подготовила: старший воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 112» г. Сыктывкара Шустикова Марина Александровна
1. Понятие Интеграции.
Публикация «Консультация для воспитателей „Теоретические основы интеграции“ (часть 1)» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
У детей рано складывается своя «картина мира». Данное понятие означает зримый портрет мироздания, образно-понятийную модель Вселенной, в которой обозначены её пространственно-временные границы и место в ней человека. Она выступает посредником между реальностью и человеком, поскольку он воспринимает мир, перенося внимание с одного предмета на другой. Картина мира характеризуется многомерностью, включает пространственные, временные и смысловые составляющие.
Одна из важнейших задач дошкольного образования – формирование кругозора и обеспечение видения целостной картины мира, т. е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире в целях формирования основы для развития компетентности и любознательности ребенка, которые определяют направления в развитии творческих способностей, характер дальнейшего обучения в школе.
Понятие «целостность» связывается в один смысловой узел с понятиями «гармония» и «интеграция». При этом целостность служит для обозначения качеств и свойств, не присущих отдельным частям системы, а возникающих как синтетический результат их взаимодействия. Гармония определяется как «стройная, сообразная согласованность целого и входящего в него частей, компонентов», т. е. является синтетическим свойством системы, охватывающим в качестве необходимого такое многообразие, в котором каждый элемент имеет возможность полной реализации своих возможностей. Отсюда следует, что гармония есть единство многообразия, а интеграция – единство многообразного. Гармония тесно связана не только с интеграцией, но и целостностью: чем выше уровень целостности педагогического процесса, тем более он гармоничен и тем эффективнее решается главная перспектива воспитания и образования – формирование всесторонне развитой личности.
Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах великого дидакта Я. А. Коменского, утверждавшего: «что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным». Интеграция – одно из важнейших направлений и перспективнейших направлений становления современного образования.
Интеграция обозначает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. (По Звереву). О. П. Петрова и А. В. Петров предлагают авторскую интерпретацию понятия «интеграция» в контексте интеграции наук и интеграции содержания образования. «Интеграция наук – это процесс и результат построения такой целостности, которая создается путем синтеза научных знаний на основе системы фундаментальных закономерностей природы и обусловленная отображением природных связей», а «интеграция содержания образования – процесс и результат построения целостных учебных дисциплин, созданных путем синтеза научных знаний на основе системы фундаментальных закономерностей развития науки и обусловленная дидактическим отображением природных связей и отношений, т. е. межпредметными связями».
В. С. Безрукова дает такое понимание педагогической интеграции, рассматривая ее в виде:
принципа – это ведущая идея, отражающая особенности современного этапа развития и гарантирующая в случае ее реализации достижение более высоких позитивных результатов в научной и педагогической деятельности;
процесса – непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом. Это процесс интегрирования объектов, проектирование пути получения результатов;
результата – форма, которую обретают объекты, вступая во взаимосвязь друг с другом, например интегрированное занятие.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что интеграция – системное образование, объединяющее:
1. интегративное целое, представляющее собой синтез процессуальных и результирующих составляющих интеграции;
2. интеграцию – процесс;
3. интеграцию – результат, отражающую момент фиксации получения в ходе осуществления интеграционного процесса определенного интегрального продукта.
Интеграция в образовании проявляется в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников во много раз активнее и предпочтительней, что обеспечивает позитивный результат обучения и воспитания.
2. Основы интеграции.
2.1. Физиологической основой интеграции, по мнению физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова и психологов Г. Г. Сабуровой, А. Н. Леонтьева, является закономерность функционирования высшей нервной деятельности образования временных нервных связей, возникающих под непосредственным влиянием предмета действительности или словесных раздражителей на органы чувств. Образующиеся таким образом временные связи есть система ассоциаций, которая, по мнению Ю. А. Самарина, в конечном итоге представляют собой систему знаний. Межсистемные ассоциации как основа интеграционных связей – высший этап умственной деятельности детей. Они охватывают разные системы знаний, обобщают их, позволяют взглянуть на предмет под разным углом зрения, что дает целостное представление о нем.
2.2. Психологическими основами интеграции являются психические процессы, включающиеся в освоение ребенком культурного наследия как части общественно-исторического опыта. Говоря о психической основе, мы опираемся на исследования Л. С. Выгодского, А. А. Бодалева, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева и др.
Дошкольный возраст определяется как период интенсивного интереса к составлению различных последовательных позиций по отношению к предмету деятельности, это время расцвета логического и образного мышления.
К старшему дошкольному возрасту мозг детей перестраивается для усвоения новой информации и по своим фундаментальным характеристикам уже готов к усвоению большей по объему и сложной по качеству информации. Доминирующую роль начинает играть память как средство накопления интенсивно приобретаемого в этот период личного опыта. Заметно возрастают возможности умственной деятельности детей, происходит значительный рост обобщенности и последовательности мыслительных операций.
Дети 6-ти лет могут выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, обнаруживать сходные и различные черты.
В преддошкольные годы средством развития ребенка, как предполагается в «Концепции непрерывного образования», должно стать содержание, а усвоение знаний, умений и навыков – следствием достижения ребенком определенного уровня развития познавательной деятельности, которая становится центральной дидактической, психологической и методической задачей для педагогов дошкольного и преддошкольного образования. Имеется в виду возможность самореализации ребенка, т. е. он должен видеть и понимать преемственность своих знаний и умений в значимой для него практической деятельности (конструктивной, художественной, изобразительной, музыкальной и т. д.).
3. Уровни интеграции. (по А. А. Харунжеву)
3.1. Внутрипредметный – осуществляет внутрипредметные взаимодействия, позволяющие на основе внутрипредметного синтеза объединить фундаментальные частно-научные знания. Внутрипредметный синтез – первая и важная ступень в интеграции знаний.
3.2. Межпредметный – позволяет осуществить межпредметные взаимодействия, которые на основе межпредметного синтеза объединяют фундаментальные общенаучные знания. Это - вторая ступень в интеграции знаний, позволяет определить единое информационное пространство, установить межпредметные связи, которые помогают разработать новые интегрированные программы.
3.3. Общепредметный уровень – способствует осуществлению общепредметных взаимодействий, которые позволяют на основе мировоззренческого синтеза создать систему мировоззренческих взглядов.
Основываясь на данных уровнях, В. Г. Иванов говорит о трех уровнях интеграции знаний, наиболее соответствующих дошкольному образованию.
На первом уровне интеграции устанавливаются связи между отдельными знаниями одной образовательной области со знаниями других образовательных областей, т. е. одного раздела программы со знаниями другого, например, понятие «знак» ассоциируется с музыкальным, экологическим, математическим и т. д.
Второй уровень интеграции достигается на основе знаний, полученных при изучении одной образовательной области или раздела программы, когда, с одной стороны, все его элементы логически связаны между собой, а с другой – они же связываются со всеми возможными элементами других дисциплин или разделов. Т. е. в первом случае – один раздел программы связан с другими или парциональными программами, а во втором – один раздел связывается с двумя и более разделами и парциальными программами.
При этом, чем больше связей, тем насыщеннее становится интеграция знаний второго уровня.
Практически интеграция знаний первого уровня достигается на отдельных занятиях. Для интеграции знаний второго уровня требуется система работы педагога на протяжении всего периода изучения раздела, в котором целенаправленно осуществляется изучение материала со всеми другими разделами.
Формирование интегрированной системы знаний третьего уровня требует организации целостного процесса образования, включающего весь комплекс образовательных областей.