Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Теоретические основы интеграции» (часть 2)

Марина Шустикова
Консультация для воспитателей «Теоретические основы интеграции» (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы

часть 1

4. Принципы интеграции.

На основе уровней интеграции содержания учебного материала выделены следующие принципы построения интегрированного содержания дошкольного образования.

4.1. Преемственности – требует установления необходимых и достаточных связей между предшествующей подготовкой и вновь получаемым образованием;

4.2. Соответствия – требует, чтобы новое содержание не отрицать старое, но как бы развивало его;

Публикация «Консультация для воспитателей „Теоретические основы интеграции“ (часть 2)» размещена в разделах

4.3. Паритетности и иерархичности – обусловливает суверенное существование каждой части в содержании образования в границах своей компетентности при одновременной взаимозависимости между ними и их относительной «подчиненности» полицентрическому целому;

4.4. Сотрудничества – в данном случае означает сопрягаемость всех составляющих содержания образования;

4.5. Дополнительности – обусловливает возможность усвоения содержания образования как единого органического целого;

4.6. Антиномности – значимость каждого элемента указанного содержания определяется не его объективными характеристиками, а тем местом, какое занимает данный элемент в системе ценностей последнего;

4.7. Региональности – принцип отбора содержания, позволяющий рассматривать явления природы и жизни людей с учетом особенностей края.

5. Интеграция содержания дошкольного образования.

Лернер И. Я., Краевский В. В. рассматривают содержание образования как:

- систему знаний о свойствах, явлениях, закономерностях, законах, понятиях, категориях, которые необходимо строить на принципе концентричности, предполагающем наращивание и расширение этих категорий знаний;

- систему способов познания окружающего мира, которая могла бы представлять собой взаимосвязь и перенос их в различные образовательные сферы;

- эмоционально-ценностное отношение личности к объектам познания, отражающее разнообразную гамму чувств, эмоций, охранительных и сберегательных действий;

- социокультурный творческий опыт, складывающийся на основе способов и чувств, позволяющий ребенку переносить имеющиеся знания и способы в новые виды жизнедеятельности.

Разделы программы в ДОУ, будучи многомерными по своему образовательному значению, могут быть многопланово взаимосвязаны между собой по линии:

1. познавательной деятельности, т. е. система усваиваемых детьми знаний об окружающей действительности содержится во всех без исключениях разделах программы, что требует организации их взаимосвязи с целью получения целостного представления об окружающей действительности.

2. формирования личности ребенка, т. е. каждая программа в целом, каждый раздел в отдельности вносят свой особый вклад, не заменяемый изучением других разделов.

3. практической значимости, т. е. в каждом разделе программы есть практические аспекты, играющие аккумулирующую роль.

Эффективности сближения и тесной связи различных направлений можно достичь разработкой содержания интегрированного знания непосредственно по каждому разделу программы, а также включением знания из дополнительных парциальных программ, используемых в работе с детьми в связи с приоритетным направлением ДОУ.

Интеграция может проходить по следующим направлениям:

развитие речи – расширение и систематизация словарного запаса, развитие инициативной речи, совершенствование грамматической структуры речи;

ознакомление с окружающим миром – систематизация и углубление знаний о предметах и явлениях, развитие познавательной мотивации, формирование интереса к различным формам познания мира: моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность;

подготовка к обучению грамоте – развитие речевого слуха, сенсорное развитие ребенка в области языка, формирование звукового анализа и синтеза, ознакомление с предложением и словом в предложении;

продуктивная деятельность – реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния в сюжетно-ролевой игре, изобразительном творчестве, инсценировках, реализация коммуникативных навыков в совместной игровой и творческой деятельности, развитие сенсорных эталонов;

музыкальное воспитание в большей степени, чем другой вид искусства, доступно ребенку, так как в процессе слушания музыки у детей формируется восприятие музыкальных образов, они учатся соотносить их с литературными и выразительными образами изобразительного искусства разных видов (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство); разучивании песен обогащает лексический запас ребенка, помогает его закрепить;

ознакомление с художественной литературой, выступающей по отношению к другим видам искусства своеобразной основой, связанной с песней, оперой и балетом общими сюжетами и образами; большое количество картин создано по мотивам мифов, легенд, сказок и т. д.

изобразительное искусство способствует развитию внимания, наблюдательности, детализации воспринимаемого изображения, движения, умения подмечать передачу признаков объектов художниками, скульпторами, индивидуальные особенности объектов;

драматизация связывает художественное творчество с личными переживаниями и позволяет знакомиться с окружающим миром через образы, краски, звуки;

иностранный язык, наряду с коммуникативной функцией, может осуществлять познавательно-коммуникативную функцию, где отражается не только мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни и т. д.

В последнее время интегрирующую функцию начинает выполнять экологический компонент содержания образования. Уже имеются парциальные программы: «Живая экология» (А. И. Иванова, «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» (Н. В. Коломина) и др. Поскольку данными программами всех задач экологической подготовки детей не решить, предпринимаются попытки экологизировать содержание каждой предметной и образовательной области.

Рассмотрим некоторые из них.

o Окружающий мир. Понятие «природа» до сих пор до конца не раскрыто. Одни рассматривают окружающую среду и природу как различные понятия, другие – в более широком смысле – не только непосредственно окружающую нас природу, но и далекие космические тела, реальные объекты Вселенной и всю ее в целом.

Окружающий мир – изначально понятие интегративное, рассматриваемое через призму различных наук и включающее разнообразные аспекты взаимодействия и взаимосвязей как отдельного предмета, так и комплекса мировоззренческих, природоохранных, социальных и культурологических основ. Понятие «окружающий мир» выступает как интегратор знаний различного характера: гуманитарных, естественно-научных, общественных наук.

o Музыка. Учеными доказано, что музыка, непосредственные звуки окружающего мира воздействуют на организм человека и его состояние самым прямым образом, вызывая изменение кровяного давления, частоту пульса, расслабление или напряжение мышц. Чем младше ребенок, тем более он восприимчив к звукам окружающей среды. Музыкальные произведения о различных образах (природе, героях и т. д.) с яркой эмоциональной окраской побуждают ребенка к сопереживанию, размышлению об услышанном. Многие музыковеды говорят о сходстве словесной и музыкальной речи, которое выражается в интонациях и движениях, в членении этого движения на паузы, фразы, предложения. Интонационная природа музыки, ее живой интерес, взволнованный или спокойный, прерывистое или плавное повествование, своеобразные вопросы и ответы – все это роднит музыкальную и словесную речь.

o Литература. Понимание художественного образа в литературе способствует не только использованию в речи детей разнообразных средств выразительности: образных определений, сравнений, метафор, эпитетов, но и формированию умений чувствовать красоту, испытывать радость от восприятия поэтического образа. Произведения литературы могут выступать в роли своеобразного стержня, объединяющего другие виды искусства.

Знакомство с народным фольклором и художественной литературой позволяет детям открыть для себя культуру и традиции как своего, так и других народов.

o Изобразительное искусство. В процессе рассматривания произведений изобразительного искусства дети видят, как по-разному передают признаки объектов художники, скульпторы: картины природы в один и тот же момент года, мех зверей, оперение птиц; как используются различные средства для изображения образа (акварель для прозрачности облаков). Через восприятие произведений художников и скульпторов дети учатся подмечать индивидуальные особенности объектов, распознавать авторское видение данного объекта или явления, эмоциональную окраску. Использование различных природных материалов в декоративно-прикладном искусстве помогает формировать у воспитанников первоначальную систему ценностных ориентаций, навыки рационального отношения к предметам и объектам в жизни.

o Иностранный язык. Современная отечественная и зарубежная методика обучения иностранному языку рассматривает его как посредника культур. Подразумевается не только овладение языком, но и знакомство с традициями, обычаями, танцами, особенностями быта, труда и т. д.

o Математика. Математика рождалась в древности из попыток человека научиться ориентироваться в естественном мире, была средством его понимания и видения. Аристотель писал: «Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это – важнейшие виды прекрасного». Именно такое понимание математики может стать духовной точкой опоры для педагога, акцентом его введения в сознание детей самой идеи порядка и определенности, лежащих в основе устройства мира. Занятия математикой позволяют раскрыть фундаментальные идеи, понятия, представления: в мире есть порядок и закономерности, следовательно, его можно изучить, а затем прогнозировать какие-то закономерности в нем.

Таким образом, интеграция содержания образования позволяет формировать более глубокие и широкие знания о тех или иных предметах и явлениях окружающей жизни.

Литература.

1. С. Д. Сажина. Технология интегрированного занятия в ДОУ. / Методическое пособие.

2. В. С. Безрукова. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике.

3. В. С. Безрукова. Педагогическая интеграция : сущность, состав, механизмы реализации. // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике.

4. К. Ю. Белая. Интеграция кА основной инструмент создания новой модели ДОУ. // Управление ДОУ 2003г. № 4

5. М. Н. Берулова. Интеграция содержания образования.

6. Н. Васюкова, О. Чахонина. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности. // Детский сад от А до Я.

7. И. Д. Зверев. Межпредметные связи как педагогическая проблема. // Советская педагогика 1974г. № 12.

8. В. Г. Иванов. Теория интеграции образования.

9. Т. С. Комарова. Интеграция в эстетическом воспитании детей. // Детский сад от А до Я. 2004г. № 6.

Публикации по теме:

Интеграция образовательной области «Художественное творчество» с другими образовательными областями Презентация предначена для педагогов ДОУ. Заголовки слайдов из презентации: Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе.

Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ Подходы к определению интеграции в соответствии с ФГТ Педагогическая интеграция- это установление связей и отношений педагогическими средствами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Теоретические основы интеграции» (часть 2)
Опубликовано: 2 марта 2014 в 21:26
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Теоретические основы интеграции» (часть 2)» (включая файлы) размещена пользователем Марина Шустикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД