Таисия Закорина
Консультация для воспитателей «Развитие умственных способностей на занятиях по конструированию»
▼ Скачать
Тема: «Развитие умственных способностей на занятиях по конструированию»
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие умственных способностей на занятиях по конструированию“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
В качестве одного из базисных понятий, на котором может основываться концепция развития ребенка, выступает понятие способностей. Развитие способностей дает ребенку возможность уже в дошкольном возрасте наиболее полно проявить себя в познании, творчестве, в самых разных видах детской деятельности. Именно на развитие способностей, умственных и художественных, направлена программа Л. А. Венгера «Развитие» и, конечно, одного из ее видов деятельности-конструирования.
В работах Венгера и его сотрудников были исследованы основные закономерности развития умственных способностей дошкольника : сенсорных, познавательных и творческих.
Сенсорные способности составляют как бы фундамент умственного развития ребенка, поэтому они начинают интенсивно развиваться уже в 3-4 года. В основе этого процесса лежит освоение детьми сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, а так же действий по их использованию (например, протащить какой-нибудь предмет через отверстие).
Здесь важно отметить, что действие сначала совершаются во внешнем плане (малыши прикладывают предметы друг к другу, накладывают их друг на друга, обводят пальчиком). В дальнейшем эти действия переходят во внутренний план, совершается «в уме». Например, делая определенную постройку, ребенок определяет форму детали (предмета) на глаз.
Кроме сенсорных, в структуру нормального умственного развития дошкольника входят также и познавательные способности. Если сенсорные способности в основном связаны с таким психическим процессом, как восприятие, то познавательные с мышлением. Как известно, мышление всегда предполагает решение какой-либо задачи. Например, если перед ребенком стоит цель: создать определенную постройку, используя данный строительный материал, имеет место задача: нужно проанализировать, какие
детали взять, как их расположить. Если же малыш просто играет в кубики, говорить о решении познавательных задач нет оснований.
Как показали психологические исследования, основным средством решения задач у дошкольников является наглядная пространственная модель. Это схемы чертежи, планы. Модель всегда передает строение предмета, его структуру, позволяет выделить самые существенные для решения задачи стороны действительности, установить между ними отношения.
Конструирование фактически уже представляет собой моделирующую деятельность, в которой реальные предметы (дом, башня) воспроизводятся в виде пространственных моделей. Кроме сенсорных и познавательных, на протяжении дошкольного детства интенсивно развиваются творческие способности. Они непосредственно связаны с таким психическим процессом, как воображение, подразумевающее направленность на решение определенной задачи (создавать художественную композицию, придумывать сказку) от свободных высказываний детей по типу «говорю, что в голову придет». Воображение всегда имеет какой-нибудь продукт, например, рисунок или постройку, или историю, причем у ребенка с высоким уровнем воображения произведения обычно оригинальные, непохожие на продукты творчества других детей.
Я не случайно дала краткую характеристику основных закономерностей развития умственных способностей дошкольника, т. к на мой взгляд вся программа «Развитие», а следовательно и один из ее разделов (конструирование) построены на базе указанных исследований.
Программа по конструированию предусматривает организацию деятельности детей с объемными деревянными строительными деталями геометрической формы. Некоторые из них перед вами. Материал удобен для реализации задач программы. Он прост в использовании, его детали, являющиеся эталонами формы, пропорций, размерных отношений, могут применяться для выявления этих свойств в предметах и их передачи в конструкциях. Эти эталонные свойства могут быть представлены в виде соответствующих графических изображений. В наборе необходимы маленькие и большие детали. Цвет не важен. Цветные детали полезны для эмоционального насыщения или вводятся какие-то правила (например правила чередования цвета).
Создание построек из такого материала - деятельность, способствующая развитию ребенка. Некоторые проблемы в проведении занятий связаны со словесным обозначением материала. Так, например, воспитатели не знают, можно ли разрешать детям пользоваться названиями плоских геометрических фигур для обозначения строительных деталей
(объемные геометрические тела). Например, кирпичик называть прямоугольником, цилиндр, шар, полусферу - кругом, куб – квадратом что часто стараются делать дети на первых порах). Лучше всего в процессе работы обратить внимание на различие между названием одной из проекций детали с названием одной из проекций детали с названием всей детали в целом. Надо самому иметь в виду, что шар-это объемное тело, а круг-это всего лишь его плоскостное изображение, Т. е его частичный заместитель. Куб - объемное тело, а квадрат - его плоскостное изображение на бумаге с одной из его сторон.
Именно в младшей группе дети осваивают принятые в дошкольном конструировании название строительных элементов. Это не просто кубики, а разные по форме детали. Жестко требовать правильного словесного их обозначения не надо. Трудности запоминания названий строительных элементов, деталей (кубы, полукубы, кирпичики, брусочки, цилиндры, пластины, арки, призмы) снимаются у детей постепенно по мере использования в работе при анализе образцов построек. Не стоит также называть призму крышей, цилиндры - трубой и т. д. - это мешает в работе.
Программа рассчитана на работу с детьми от 3-х до 7 лет. Основной формой работы являются занятия. Я остановлюсь на главных задачах этого вида деятельности для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте (3-4 г.) конструктивная деятельность детей еще в значительной степени связана с сюжетной игрой, а создаваемые постройки, как правило, носят условный характер и лишь общей формой напоминают конструируемый предмет. Одной из важных задач обучение конструированию детей этого возраста является формирование у них необходимых технических умений и навыков работы с объемным деревянным строительным материалом. Дети знакомятся со свойствами строительных деталей, способами их соединения и размещения в пространстве, создание устойчивых комбинаций фигур, перекрытий, построек со свободным внутренним пространством, знакомятся со способами символического использования свойств строительного материала. Типы конструктивных задач разные : это и по образцу постройки и пословесно и наглядно обозначенным требованиям к продукту, и по собственному замыслу, и на символическое изображение предмета, персонажа, ситуации и др.
Тематика заданий разнообразна:
а) Дорожки разной длины и ширины, заборы разной высоты, ворота разной высоты, ширины и строения, башни, горки, лесенки, мосты, дома и др., где используется в основном образец постройки со словесным сопровождением плана постройки.
б) Создание символических построек, передающих отношение ребенка к действительности (предметам, ситуациям, персонажам сказок, явлениям природы) по стихам Барто, сказок «Репка», «Волк и семеро козлят» и др.
в) Воспроизведение в конструкции образов, навеянных музыкой (музыкальные пьесы «Колыбельная» Моцарта, «Марш деревянных солдатиков» Чайковского и др.
г) Конструирование по собственному замыслу (в этом возрасте, я заметила, дети строят чаще то, что уже строили, есть, конечно, единицы, которые придумывают что-то новое, даже можно сказать оригинальное).
Эти задачи решаются и в дальнейшем в каждом возрасте, но уже с усложнением. В дальнейшем я их повторять не буду.
В средней группе при обучении детей решению разных задач начинают
использовать графические модели предметов (и построек, т. е. упрощенные
схематические изображения с какой-то одной условной позиции (вид спереди, вид сверху, вид сбоку). Например: дом (вид спереди, горка, мост, трамвай (вид сбоку, декоративная стенка, корабль (сбоку и сверху). Дети из нескольких схем могут выбрать ту, которая соответствует заданному объекту (машине, пирамиде и т. д.) соотнести с предметным образом, мотивируя свой
выбор.
К началу обучения в старшей возрастной группе дети уже владеют необходимыми техническими навыками работы с деревянными объемными строительными деталями: умеют их располагать в пространстве, точно соединять, строить перекрытия, сооружать устойчивые конструкции, действовать при их построении на основе самостоятельного анализа готового образца и словесного обозначения требований к результату, умеют удерживать хотя бы в общем виде замысел будущей постройки. Кроме того, уже в средней группе дети познакомились с элементарными приемами схематического изображения, как отдельных строительных деталей, так и их простейших сочетаний из двух трех фигур. Поэтому до минимума сводится обучение конструктивным действиям по показу способа их выполнения. Совместный анализ конкретного образца конструкций сохраняется только при обучении построению схемы постройки и организации действий планирования. Основным средством организации деятельности детей должен стать графический образец в виде схематического изображения предмета.
Обучение действиям построения графических моделей объектов проводятся с помощью специальных трафаретов с вырезами, соответствующими по форме, основным деталям строителя ( масштаб 1: 1, 1:2). В старшей группе используется трафарет с масштабом 1: 1, в подготовительной 1:2.
Совместно с воспитателем дети анализируют схемы-развертки деталей, а также их комбинации и воспроизводят в реальных постройках и наоборот изображают детали и простейшие постройки (2-3 детали) в 3-х проекциях. Вначале виды сверху и сбоку вместе с воспитателем, а позднее самостоятельно.
В этом возрасте дети представляют в «уме» пространственную структуру объекта, мысленно заменяют крупную строительную деталь комбинаций из нескольких мелких, расчленяют контурную схему предмета, затем воспроизводят конструкцию, опираясь на эту схему (это своего рода головоломки). Также планируют конструктивные действия на основе применения готовых графических моделей построек (домики, декоративные
стенки, входы в метро, вокзал и др.).
Работа по конструированию в подготовительной группе направлена главным образом на совершенствование имеющихся у детей действий наглядного пространственного моделирования объектов и постепенного перевода их в умственный план. Кроме действий по использованию готовых графических моделей, изображающих предмет сначала в одной, затем в двух и трех прямоугольных проекциях (или одной объемной, необходимо в процессе обучения вводить действие по их самостоятельному построению детьми и творческому преобразованию.
Особое значение в работе с детьми этого возраста придается составлению и соотнесению между собой схематических изображений постройки с трех разных позиций (вид спереди, сбоку и сверху).
При создании построек дети могут достаточно успешно использовать
схематические их изображения с одной из позиций (например, вид спереди, но часто игнорируют схемы, сделанные с других позиций.
Программа предполагает про ведение специальных занятий, направленных на освоение детьми первоначальных знаний о разных видах архитектурных сооружений, некоторых архитектурных стилях и средствах эмоционально-художественного воздействия архитектуры на человека (ритм, пропорции, цвет, пластика объемов конструкций и др.)
Детское конструирование существенно отличается от соответствующей
деятельности взрослых. Последняя нацелена на создание общественно значимых материальных ценностей и подготовку специалистов в области строительства и архитектуры, обладающих профессиональными знаниями. Детское конструирование направленно на другое - на осуществление общего психического развития ребенка, формирование способностей, присущих всем людям, а не только узким специалистам в одной области знания. Продуктом конструктивной деятельности детей являются постройки, выполняющие функцию упрощенных моделей реальных предметов по отображенному в них содержанию можно судить о характере продвижения детей в познавательном развитии, о том, как они проанализировали воспроизводимый предмет и как поняли его сущность, его основные свойства.
Кроме конструирования в программу «Развитие» включен факультативный раздел «Художественное конструирование». На нем я остановлюсь коротко и в общем.
Художественное конструирование из плоских элементов конструктора
(разнообразных геометрических фигур) в значительной степени является деятельностью, которая более всего схожа с сюжетной игрой, аппликацией, рисованием, но не приравнивается к ним.
Приемы конструирования из плоских деталей конструктора просты, доступны ребенку дошкольного возраста и позволяют построить (сконструировать) изображение (зрительно воспринимаемый образ) любого содержания.
Дети конструируют на разноцветных фонах (стационарных стендах, обтянутых хлопчатобумажной тканью светлых тонов) из разнообразных геометрических фигур, сомаштабных по величине для дополнения их и взаимозаменяемыми в процессе созидания.
Для каждого возраста подбирается определенный комплект рабочих полей и деталей, которые отличаются составом, количеством и цветом элементов. Чем старше ребенок, тем больше по составу, разнообразие по величине и цвету геометрических фигур входит в комплект конструктора. Предлагается открытый способ хранения конструкторского материала. Все элементы конструктора группируются по цвету, форме, величине и располагаются в порядке убывания, составляя серию из трех (для младших, пяти (для старших детей) градаций величины. Такой способ хранения материала позволяет детям знакомиться с элементами конструктора в процессе конструирования и при уборке деталей в конце каждого занятия.
Деятельность художественного конструирования дошкольников проходит сложный путь развития : от манипулирования с элементами конструктора и возникновение ассоциативных образов к созданию преднамеренных изображений.
Переход к преднамеренному конструированию изображения выражается в самостоятельной конкретизации детьми замысла будущей конструкции или композиции, выборе изобразительных средств для воплощения замысла в конструкторском материале и контроле за его реализацией. Иными словами, художественное конструирование предъявляет ряд серьезных требований к развитию восприятия, мышления, воображения
познавательных и творческих способностей и предлагает задание на овладение детьми общими способами действия с конструкторским материалом с использованием определенных средств.
В заключении хочется сказать, что конструирование дает возможность большого круга разнообразных воспитательных задач от развития у детей моторики и накопление сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением, которые сохраняют свое значение •на протяжении всей жизни человека.