Елена Филимонова
Консультация для воспитателей «Сюжетная игра»
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетная игра лишь тогда в полной мере выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной деятельностью детей, а не организованной взрослым. В свободной игре дети сами вольны выбирать, во что играть и с кем. Так какое же участие в игре детей может принимать взрослый — педагог или родитель?
В большинстве семей только один ребёнок, и он растёт, лишённый общества братьев и сестёр. Всё больше семей живут в высотных домах и неохотно отпускают детей погулять во двор в обществе сверстников. У ребёнка становится всё меньше образцов для подражания.
Публикация «Консультация для воспитателей „Сюжетная игра“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
В данной ситуации функция передачи ребёнку умения играть переходит к взрослым, родителям или педагогам. Но, как показали наши наблюдения, очень немногие из родителей понимают, что детям надо создавать условия для получения игровых образцов в разновозрастной среде или самим демонстрировать эти образцы. Таким образом, в дошкольном учреждении передача способов игры как культурной деятельности становится формой работы педагога с детьми.
В результате многочисленных психолого-педагогических исследований, проведённых в нашей стране и за рубежом, было установлено, что для того, чтобы участие взрослых в игре не разрушало игру, а позволяло в полной мере использовать её специфические развивающие функции, это участие должно осуществляться по двум направлениям:
— строиться на основе партнёрских отношений со взрослым, который действует в форме включённого партнёра;
—оказывать опосредованное влияние на игру через игровой материал, который взрослый предлагает ребёнку.
В игре с детьми у взрослого может быть две основные стратегии. Взрослый может сам организовать игру на основании заранее продуманного общего направления сюжета и подготовленных предметно-игровых материалов, или он может присоединиться к уже играющим детям. Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки и обусловливается прежде всего собственными предпочтениями взрослого. Но вне зависимости от выбранной взрослым стратегии он участвует с детьми в игре на равных и может влиять на содержание и общий ход игры теми же способами, что используют другие играющие. В сюжетной игре он может придумать сюжет игры, выступить с интересным предложением о её сюжетном продолжении, ввести в игру новый персонаж и т. д.
Совместная игра для детей — это и форма передачи актуальной информации, собственных аффектов и переживаний, и «светская», непринуждённая беседа. В то же время совместная игра сложнее для детей, чем индивидуальная. В совместной игре ребёнок должен не только связать в единое целое сюжетную линию игры, сделать её логичной для себя, но и сделать понятной для других играющих. Таким образом, формируя у детей способы игровой деятельности, воспитатель должен стремиться втягивать в игру несколько детей.
Многоступенчатому процессу обогащения жизненного опыта детей и долгого ожидания игры на предложенную тему существует простая альтернатива – воспитатель может просто играть с детьми. В случае дидактической необходимости сюжетной игры на определё нную тематику взрослый может быть уверен: ребёнок с удовольствием будет разыгрывать именно то содержание, которое предложит эмоционально близкий ему взрослый.
Также воспитатель может влиять на содержание игры и через состав предметной среды. В целом возможное влияние взрослого на содержание игры детей определяется его собственными игровыми навыками, умением быстро и адекватно реагировать на постоянно меняющееся направление сюжета игры.
На протяжении всего дошкольного возраста ребёнок осваивает новые для себя способы сюжетной игры. Поэтому влияние взрослого на игру детей должно быть постоянным.
На каждом из этапов формирования игровой деятельности взрослый должен предложить детям новый способ игры, отчётливо для ребёнка отделив его от предыдущих способов. Так, на переходе от предметно-игрового этапа к этапу ролевой игры взрослый должен продемонстрировать ребёнку способ построения сюжета на основе использования в игре роли. Поскольку все дети в группе находятся на различном уровне развития игровых навыков, воспитатель должен подходить к каждому из них индивидуально и использовать подходящие для этого методы. Так, если ребёнок лишь выполняет цепочку предметно-игровых действий, воспитатель «открывает» для него в игре роль; если роль уже освоена ребёнком, взрослый направляет игру в такое русло, где просто необходим ролевой диалог для построения сюжета игры. Когда роль и связанные с ней способы построения сюжета исчерпывают себя, взрослый расширяет возможности детей в игре способами сюжетосложения.
Важно помнить, что свои специфические развивающие функции игра сохраняет только тогда, когда остаётся свободной самостоятельной деятельностью.