Наталья Леньшина
Консультация для воспитателей «Русский народный танец как средство нравственно-патриотического воспитания детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей.
«Русский народный танец, как средство художественно-эстетического и нравственно-патриотического воспитания детей».
Цель:
Публикация «Консультация для воспитателей „Русский народный танец как средство нравственно-патриотического воспитания детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Русские народные танцы
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Повышать компетентность педагогов в вопросе патриотического воспитания дошкольников. Формировать представление о русском народном танце, как средстве патриотического развития детей.
Задачи:
- Приобщать к истокам русской народной культуры через музыкальную деятельность.
-Средствами русского народного танца способствовать обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности, влиять на познание социальной действительности повышать познавательную активность дошкольников.
- На основе социокультурных традиций народного танца формировать базовые социокультурные патриотические ценности.
-Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей.
-Развивать интерес к истории и культуре русского народа посредством знакомства с русским народным танцем.
Содержание:
Народный танец – незаменимое средство как художественно-эстетического, так и нравственно-патриотического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на проявление красоты в жизни. Народный танец – это прошлое в настоящем, живая традиция, неизменно сохраняющая цепь преемственности поколений, народов, эпох.
При этом отметим, что именно народные танцы обладают необходимым потенциалом для развития нравственно-эстетического и патриотического воспитания детей дошкольного возраста. На сегодняшний день естественна значимость народного танца в духовной жизни подрастающего поколения, расширился диапазон его эмоционального воздействия на ребенка. Ребенок всеобъемлюще воспринимает искусство и окружающий мир, в этом заключается значимость народного танца в духовной жизни ребенка.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания патриотического национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох также необходимо, как и изучение грамоты и математики. В этом и заключается основа национального характера, любовь к своему краю, своей родине.
«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим».
В. Шефнер
Русский народный танец получил наибольшее распространение и развитие. Он разнообразен. Его название может складываться по одноименной народной песне ("Камаринская", "Сени", по количеству танцоров ("Парная", "Четверка", название может определять рисунок танца ("Плетень", "Воротца"). Однако всем русским народным танцам свойственны общие черты: это жизнерадостность, скромность и простота, поэтичность, удаль и широта движений в сочетании с немалым чувством собственного достоинства в танце.
Выявлению особенностей процесса нравственно-эстетического и патриотического воспитания детей посвящены работы В. Г. Асеевой, Л. И. Божович, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева. Изучением роли танца в развитии и воспитании ребенка занимались А. А. Алферов, А. И. Борисов, Г. В. Бурцева, Ю. А. Герасимова, И. Е. Ересько. В настоящее время проблемами хореографии разных народов России занимаются такие ученые, как О. Б. Буксикова, А. Г. Бурнаев, Е. И. Григорьева, О. Л. Ефимова-Соколова, О. В. Ромах.
Эстетические вкусы народа, его духовные идеалы, повседневные бытовые заботы человека - все это раскрывает и выражает специфическая художественная форма русского народного танца. Народ создает красивейшие по рисунку и красоте танцы, содержание которых является очень разнообразным.
Хороводы, кадрили, пляски и переплясы – все это огромное разнообразие русского народного танца говорит о богатстве и большом многообразии русского национального характера. Русский танец имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции.
Формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России складывается у человека постепенно, начиная с детского возраста. Понимание культуры и искусства своего народа и мировой художественной культуры начинается у ребенка со знакомства с родной песней и народным танцем, с бережного отношения к родной природе, с внимательного проникновения в смысл родной речи.
«Движение – это тоже речь,
выражающая сущность ребёнка»
Л. Генералова.
Содержание русского народного танца – особое.
Танцевальная культура возникает на основе трудовой деятельности русского человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Старинному русскому танцу была свойственна связь с песней. Плавность, певучесть, слитность движений присуща как песенному, так и танцевальному творчеству. Но также русский танец всегда предполагал и виртуозную технику исполнителей, мастерство соревнующихся партнеров. Существуют как медленные, отражающие грусть и раздумья человека, так и быстрые танцы: кадрили, ручейки, игровые танцы, брызжущие весельем и озорством.
Русский народный танец, отличающийся строгой соразмерностью мелодической линии, благородством пропорций, выразительностью способствует развитию у детей тонкого музыкального вкуса, учит умению красиво танцевать, слаженно взаимодействовать с другими участниками танца, помогает формировать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетические ценности и воспитывать чувство патриотического отношения к своей Родине.
Дошкольный возраст – это фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно поэтому для эстетического и патриотического воспитания необходимо ставить и решать следующие задачи:
- расширять и обогащать знания детей о традициях русского народа в системе образовательного процесса;
- формировать творческие проявления и танцевальные навыки в исполнении русского народного танца разнообразного по жанру и содержанию;
- развивать танцевально-игровое творчество: формирование навыков художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок;
- поддерживать интерес к культуре России, используя фольклорные жанры: заклички, игровые и хороводные танцы, народные игры и т. д.
Таким образом, именно народные танцы обладают необходимым потенциалом для развития эстетического и нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Занятия с дошкольниками освоением русского народного танца, приобщают детей к художественно-творческой деятельности, формируют самостоятельность и творческую активность. При этом необходимо помнить, что все виды эстетической деятельности в системе должны быть направлены на духовное воспитание, формирование культуры детей.
Нравственно-эстетическое воспитание детей в процессе освоения русского народного танца «должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, художественно-творческих способностей дошкольников.
Русский народный танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного, патриотического и нравственно-эстетического воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю, танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
При помощи народного танца детям предоставляется возможность почувствовать целостность культуры народа, в котором невозможно разъединить на части отдельные понятия и явления.
«Нет более праздничного, жизнелюбивого вида искусства,
чем народный танец.
Он с детской непосредственностью раскрывает свои
чувства, вовлекает в свое веселье».
Игорь Моисеев
Дошкольное детство – это очень важный период становления личности, когда у ребенка формируются первые представления об окружающем мире и обществе. А ведь именно развитие народного творчества очень тесно (неразрывно) связано с историей русского народа.
Народный танец с помощью танцевальных образов раскрывает духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы. Именно поэтому особое значение нужно уделять воспитанию художественно-эстетического и нравственно-патриотического отношения детей к окружающему миру через народный танец.
Народный танец — фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы. Народные детские танцы были и будут популярны всегда. Народные танцы - это возможность не только развиться в физическом плане, но и познакомиться с народной культурой.
Народная хореография знакомит ребенка с национальными особенностями народа. А еще народные танцы зрелищны и способствуют социализации и раскрепощению: постановки обычно массовые, поэтому ребенок сразу научится работать в команде.
До сознания детей просто необходимо донести, что именно они являются носителями народной культуры и воспитывать детей нужно в национальных традициях.
Народная музыка, народный танец должны стать частью жизни ребенка, для этого-то нам и необходимо обращаться к истокам народной культуры.
Если дети не будут знать своих корней, традиций своего народа, невозможно будет воспитать полноценного человека.
Знакомя детей с традициями и обычаями русского народа, мы помогаем воспитывать любовь к истории и культуре наших предков.
Народный танец – это ниточка от прошлого, через настоящее, в будущее. И начинать приобщение к народным ценностям необходимо с малых лет.
Знакомство ребёнка с культурой народов, развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданными предшествующими поколениями. Знакомство детей с русским народным костюмом. Педагог с детьми организует беседы. Познавательные беседы развивают мышление ребёнка. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.