Анастасия Анпилова
Консультация для воспитателей «Роль игры в жизни ребенка»
▼ Скачать
Консультация для воспитателей
”Роль игры в жизни ребенка"
Детский сад играет не маловажную роль в становлении личности ребенка. Роль воспитателя в становлении ребенка, а в итоге общества достаточна велика. Ведь мы стоим у истоков формирования ребенка. Мы закладываем основу, порой укрепляем фундамент и выстраиваем кирпичик за кирпичиком первый этаж дома под именем ребенок.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль игры в жизни ребенка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Какие же методы мы используем?
Конечно же в первую очередь – это игра. Роль игры в жизни ребенка тяжело переоценить. Ведь в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Хотя мы часто упускаем это из своего внимания и переключаемся на образовательную деятельность. Но нельзя недооценивать значение игры в жизни ребенка. Что игра дает ребенку? Она решает множество задач:
• в игре осваиваются социальные роли
• ребенок учится межличностному взаимодействию
• игра пробуждает непосредственный интерес у детей;
• дает детям возможность проявить свои способности;
• вовлечение ребенка в соревнование с другими людьми;
• предоставление самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и навыков;
• доступность для ребенка в игре источников новых знаний, умений и навыков;
• получение заслуженных поощрений за успехи, причем не столько за сам по себе выигрыш в игре, сколько за демонстрацию в ней новых знаний, умений и навыков.
Конечно большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести – семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно – манипулятивных и символических, до сюжетно – ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу. И наша задача направить детскую игру нужное русло, научить детей играть. Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие.
У игры множество функций. Сегодня я предлагаю посмотреть на игру со стороны психологии.
Игра является и диагностическим инструментом. В наблюдении за игрой воспитатель может оценить готовность ребенка к школе, спрогнозировать какие трудности могут возникнуть при обучении, а так же с помощью игры и откорректировать возникшие проблемы. И это мы можем увидеть не только в 6-7 летнем возрасте, но и гораздо раньше. Наблюдая за игрой ребенка еще в 2-3 года, мы можем обратить свое внимание на некоторые особенности.
И так, что же можно заметить, наблюдая за игрой?
1. Как ребенок усваивает и удерживает инструкцию. Что это значит? Если возникают проблемы с усваиванием инструкции, значит в школе ребенок с первого раз, а может и с нескольких раз не поймет задание, которое предлагает ему учитель, а как результат низкая успеваемость.
2. Мы можем увидеть насколько ребенок умеет контролировать себя, есть ли излишняя возбудимость, импульсивность, неусидчивость или же наоборот вялость, быстрая утомляемость. Это говорит о слабости энергетического блока. И с точки зрения нейропсихологии и по Лурии здесь страдает первый блок мозга.
Естественно неусидчивый, гиперактивный или быстро истощаемый ребенок будет плохо усваивать учебный материал, что приведет к неуспеваемости.
3. Контроль в пространственной организации. Как ребенок ориентируется в пространстве (лево, право, вверх, низ). А также ориентация на листе.
4. Также в игре мы можем обратить внимание на развитие памяти, внимания, мышления, что очень важно для успешного усвоения школьной программы.
Какие же игры помогут в коррекции? Что воспитатель может использовать в повседневном образовательном процессе?
1. Игра Съедобное – несъедобное (саморегуляция и самоконтроль, удержание инструкции)
2. Игра Море волнуется раз…. Начинаем с 15 сек…. на следующий день 30 сек…. Можно увеличивать до 45 сек. (самоконтроль, выдержка, саморегуляция)
3. Игра в классики - ребенок должен самостоятельно научиться рисовать классики (развивает пространственное мышление).
4. Снежный ком – задается любая тема. Пример: как зовут? У кого какое животное дома? Или качество человека…
5. Испорченный телефон… (развиваем фономатический слух)
6. Испорченный телефон (движения)
7. Резиночки (память, самоконтроль)
Это маленькая крупинка тех игр и тех возможностей, которые мы можем открыть перед нашими воспитанниками.