Ольга Карпова
Консультация для воспитателей «Роль художественной литературы в эстетическом воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература является универсальное средство развития ребенка, она выводит его за пределы непосредственно воспринимаемого и погружает в новый мир, обеспечивая богатую языковую среду. Художественные тексты позволяют эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира во всем многообразии связей вещей, событий, отношений и в своем влиянии на развитие дополняют возможности других видов совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль художественной литературы в эстетическом воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Функции художественной литературы в развитии детей столь широки и неотделимы друг от друга, что лишь условно их можно разделить на познавательно-нравственную и эстетическую.
Хочется более пристальное внимание уделить эстетической функции художественной литературы
К эстетической функции относиться приобщение к словесному искусству как таковому в его различных формах и развитие хорошей разговорной речи, ориентация ребенка на собственное словесное и изобразительное творчество через прототипы, данные в художественных текстах, воспитание культуры чувств и переживаний. Ознакомление с художественной литературой может проходить как в процессе образовательной деятельности с детьми, так и в совместной деятельности ребенка и взрослого. Это способствует более успешному усвоению детьми новой информации.
Реализация познавательно-нравственной функции осуществляется за счет смысловой наполненности и структуры художественных текстов и через сопереживание, эмоциональное принятие читающим авторской позиции или позиций персонажей художественных произведений.
По словам известного литературоведа Ю. М. Лотмана, художественные тексты обладают свойствами «сгущенной информативности», т. е. содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. Отсюда художественные тексты – при правильном их подборе – могут охватить если не все, то большую часть образовательных тематических содержаний, которые необходимо освоить детям. Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания художественных форм совместной деятельности взрослого с детьми. Именно поэтому имеет смысл применять художественную литературу при изучении детьми разных областей знаний.
Одним из ярких представителей художественной литературы, умеющих «рисовать» словом, является Евгений Иванович Чарушин. Индивидуальность и самобытность творчества Чарушина весьма удачно сочетает в себе дар слова и рисунка. Рисунок к рассказу позволяет расширить «поле видения» ребенка. Рассказ как бы озвучивает картину, раскрывает ее психологическую направленность, «внутренний» аспект темы. Так создается единое, целостное восприятие, которое возникает только при встрече с настоящим искусством.
Огромное значение в русской литературе следует уделить произведениям А. С. Пушкина. Его произведения великолепно описывают природу родной земли. Через его произведения дети знакомятся с красотой русской речи, ее многообразием.
В заключение хочется добавить, что художественную литературу нужно использовать с рождения ребенка (песенки, потешки, колыбельные) и в процессе всего его роста и развития. Она помогает воспитывать в детях все самое лучшее.
Литература.
1. Журнал «Дошкольное воспитание» - 2001г. №8, стр34.
2. Журнал «Дошкольное воспитание» - 2000г. №10, стр14.
3. Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников».