Светлана Анисимова
Консультация для воспитателей «Ребенок и рисование: чудо нетрадиционной техники рисования» (младший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
на тему:
«Ребёнок и рисование :
Чудо нетрадиционной техники рисования»
Младший дошкольный возраст
Воспитатель : Анисимова С. Ю.
Ярославль, 2020
Публикация «Консультация для воспитателей „Ребенок и рисование: чудо нетрадиционной техники рисования“ (младший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Интерес к рисованию у детей появляется рано. Наблюдая со стороны за взрослыми, как они действуют с ручкой, малыши проявляют активное стремление, что-нибудь выполнить без помощи взрослого. Беря карандаши, начинают водить по бумаге, обоям, книгам. Но, не все так просто, рука не слушается, пальцы выводят лишь не понятные каракули. К сожалению, мама отругала малыша, а не лучше ли сесть вдвоем и продолжить рисовать : " Точка-точка, запятая, вышла рожица смешная". Но времени не хватает, чтобы начать хотя бы с самого элементарного. А ведь изобразительная деятельность интересна, увлекательна, необычайна богата буйством красок, и творческого воображения, фантазии. Когда у нас нет настроения, то мы тянемся к прекрасному: рассматриваем картины разных эпох, знакомимся с неповторимыми изделиями Дымковских, Гжельских, Городецких мастеров, любуемся тканями вышитых вручную бисером :
Разве это не прекрасно? Но, как не согласиться, ведь изобразительная деятельность - это сама жизнь. И тут на помощь родителям и неугомонным малышам приходит детский сад. Скоро научится держать карандаш, кисти, смешивать краски для получения новых цветов, узнает, чем акварель отличается от гуаши, а картины Репина от Шишкина.
Вот и прошли первые занятия по приобщению ребенка к прекрасному, сколько интересного и нового узнали, а сколько положительных эмоций и чувства радости, удивления они вызывают уже ни у одного поколения. И не стоит забывать о том, что занятия, направлены на развитие у дошколят художественно - творческих способностей. А художественное творчество - это деятельность, в результате которой дети создают что-то новое, оригинальное, интересное, проявляя все свое воображение, реализуя свой ни как у всех замысел, где самостоятельно находят средства для их воплощения. Также, на занятиях у детей формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями, стремление достичь качественных результатов, способности к преодолению трудностей.
Ну а так как дошколята большие выдумщики, самое время познакомить их с нетрадиционными способами рисования. И нам взрослым будет интересно познать, что - то новое, а дошколятам тем более.
Занятия по нетрадиционной технике изобразительного искусства в
детских садах, уже стали традиционными. Эти необычайные методы, художественные техники изучены и апробированы в работе с детьми. Экспериментально проверена их эффективность для создания выразительных образов, т. е. для проявления и развития детской одаренности в рисовании.
"Рано - рано поутру петушок пропел ку-ка-ре-ку", "медузы на дне океана затеяли игру" "кисти рябины", "ножки бежали по дорожке" и это все, при помощи ладошек можно реализовать в мечту.
А сколько дома не нужных вещей, вот щетка зубная, огарок свечи, тушь, моток ниток, пенопласт, монетки, и все это может нам пригодиться для работы. Выехали с семьей в лес, что здесь может нас заинтересовать? Шишки на ели, трава, листочки, иголки, камушки, палочки.
Опыт работы свидетельствует: рисование необычайными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые, положительные эмоции. А эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества.
Ну а по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребенка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что, огорчает.
Педагоги нетрадиционных техник рисования подметили, что:
1. Овладение нетрадиционными способами рисования позволяют детям самостоятельно решать многие изобразительные задачи.
2. Развивает пространственное мышление.
3. Учит детей свободно выражать свой замысел.
4. Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
5. Учит детей работать с разнообразным материалом.
6. Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия.
7. Развивает творческие способности.
8. Развивает уверенность в собственных силах.
9. Развивает навыки мелких движений пальцев, кисти рук.
10. Развивает чувство фактурности и объемности.
11. Способствует формированию положительных черт характера как аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, активность, усидчивость.
12. Развивает воображение, полет фантазии.
13. Во время работы дети получают эстетическое удовлетворение.
Я работаю в детском саду более 30 лет и наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда только начинала свою педагогическую деятельность, мы сами того не понимая, ограничивали проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки “образца” и “показа” приемов рисования и их последовательности. Теперь же, используя новые и довольно интересные программы и педтехнологии, стараемся не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даем им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.
В своей работе я попробовала многие способы нетрадиционной техники рисования, и все они пришлись по душе мне и детям. Например:
“Пальчиковое рисование” – “Цыплята”, «Снеговик», «Ягодки»
Рисование жесткой кистью – «Ёжики в траве», «Одуванчики», «Любимые зверюшки»
Печатаем листьями – «Осенний лес», «Букет»
Рисование по сырому – «Горы», «Огонь», «Цветы», «Салют»
Рисуем штампиками – «Красивая салфетка»
Тампонирование” – “Зайки белые сидят”
Рисование зубной щеткой – «Елочки»
“Печать от руки” – “Птица – Зима” «Солнышко»
Рисование нитками (монотипия) - «Узоры на окнах»
“Рисование свечой” – “Картинки-загадки” : маленькой тонкой свечкой, можно церковной, рисуем на белом листе, а затем тонируем лист краской любого цвета – на цветном фоне картинка проявляется.
“Кляксография” – «Цветущее дерево». «Сегодня мы – волшебники»
Я рассмотрела только несколько техник, которые легко усваивают дети раннего возраста. Разговор о художественных техниках длительный и многогранный. Овладение техникой должно быть с одной стороны, целенаправленным, т. е. дети должны иметь четкие представления о выразительных возможностях той или иной техники. С другой стороны – обучение не следует превращать в систему инструкций и установок. Обучение художественным техникам предполагает наличие двух компонентов: целенаправленности и элемента спонтанности, творческой непредсказуемости.
Не стоит ждать, когда тот или иной способ изображения откроет сам ребенок. Задача педагога – стимулировать интерес, предлагать технику сначала экспериментально. Только после этого при создании образа следует знакомить с вариантами конкретной техники.
Важно научить ребенка творчески преобразовывать ее специфические особенности для получения оригинального рисунка. И чем раньше это сделать, тем эффективнее он сможет пользоваться приобретенным опытом в своей деятельности. Само по себе новообразование не возникает. Нужны условия. Поэтому здесь очень важна активная деятельность взрослого, именно он обеспечивает многосторонний процесс обучения.