ольга мурылева
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Воспитатель : Мурылева О. А. МКДОУ ЦРР детский сад№10 «Аленушка»
«Ум ребенка – на кончиках пальцев»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие мелкой моторики у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания детей младшего дошкольного возраста. Тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих развитие ребенка, а прикосновение к чему- либо является основным методом накопления информации.
Мелкая моторика- это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
Мелкой моторика развивается с новорожденности. А формирование словесной речи ребенка начинается, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики обусловлена психологическими и физиологическими особенностями детей раннего возраста, т. к. наибольшее воздействие импульсов от мышц рук на кору головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области.
Средствами развития мелкой моторики являются :
Пластилин, Бумага, Крупа, бусы, пуговицы, Природный материал, нитки, тесьма, веревки, шнурки, прищепки, ткани, куклы, Песок, Вода, Карандаши, счетные палочки.
В процессе бумаготворчества стабилизируется состояние нервной системы, улучшается внимание, сконцентрированность, память. Игры с прищепками – развивают сенсомоторную координацию. Конструктор Лего- способствует развитию восприятия, дети знакомятся с цветом, формой, величиной и осязаемыми свойствами предметов. Игры шнуровки развивают пространственную ориентировку, внимание. Формируют навыки самообслуживания, развивают творческие способности, глазомер. Лепка – развивает силу кисти и пальцев рук, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук.
Формы развитиямогут быть традиционными :
Самомассаж кистей и пальцев рук;
Игры с пальчиками с речевым сопровождением
Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения
Графические упражнения: штриховка, дорисовка и т. д.
Предметная деятельность: игры с бумагой, пластилином, песком, водой, рисование мелками;
Игры: мозайки, конструкторы, шнуровки, пазлы и т. д. ;
Кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней;
Игры на развитие тактильного восприятия : «Чудесный мешочек» и т. д
И нетрадиционными Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами;
Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Главное условие эффективного развития моторики - задействование всех пальцев обеих рук. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. Поэтому в играх равным образом необходимо развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные движения между правой и левой руками.
В нашей группе развитию мелкой моторики уделяется особое внимание. Ежедневно за 3-4 минуты до обеда, сидя на стульях мы играем с детьми в пальчиковые игры, разминая пальчики, используя гимнастические веревочки, платочки, мячики су-джок, карандаши и т. д. Массаж- оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему организма, повышает стрессоустойчивость. Начинать массаж кистей рук и пальцев следует с поглаживания и растирания ладошек вверх-вниз; затем разминать и растирать каждый палец вдоль, затем -поперёк; и далее растирать пальчики спиралевидными движениями. Пальчиковые игры- готовят руки детей к письму, рисованию, лепке и различным манипуляциям с предметами. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Развивается память, воображение и фантазия ребёнка. Кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость, что облегчает овладение навыком письма.
Вывод: Развитие мелкой моторики позволяет детям :
Научиться понимать многие явления окружающего мира
Лучше адаптироваться в практической жизни
Стать самостоятельным и уверенным в себе.
Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что его движения с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными, а сами дети умными, добрыми и отзывчивыми