Кузнецова Наталья
Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста".
Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Фонематический слух включает в себя:
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- способность слышать наличие или отсутствие заданного звука в слове;
- способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
- способность различать схожие по звучанию, но близкие по значению слова.
На основе фонематического слуха формируется фонематическое восприятие.
Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.
Фонематическое восприятие включает в себя:
- умение определять линейную последовательность звуков в слове;
- умение определять позицию звука в слове;
- подсчет количества звуков в слове.
К пяти годам дошкольник должен быть способен на слух определять, есть ли в слове определенный звук и подбирать слова на заданные звуки.
Если у ребенка недостаточно развит фонематический слух, он будет путать близкие по звучанию или схожие по артикуляции звуки.
Это негативно влияет на всю речевую систему ребенка: нарушается звукопроизношение, словарь не пополняется словами, которые содержат трудноразличимые звуки. не формируется в нужной степени грамматический строй речи, тормозится процесс развития связной речи. Постепенно происходит отставание от возрастной нормы. В дальнейшем ребенку трудно будет даваться обучению грамоте и письму.
Для развития фонематического слуха используют игры и упражнения. Цель этих игр - научить ребенка слышать звуки родного языка.
Первый этап. Узнавание неречевых звуков.
"Что ты слышишь?"
Дети называют звуки, которые слышат в группе, за окном и воспроизводят неречевые звуки самостоятельно.
"Тишина"
Дети сидят в комнате или на улице, закрывают глаза и 1-2 минуты слушают тишину. Разговаривать в этот момент нельзя.
Если игра проводится на прогулке, то под тишиной понимаются все звуки: сигналы машин, пение птиц и т. п.
По команде педагога дети открывают глаза и рассказывают, что они услышали в тишине.
"Угадай, что звучит"
Педагог знакомит детей с музыкальными инструментами и их звучанием.
После этого за ширмой воспроизводит звуки, дети называют музыкальный инструмент.
"Угадай, где звучит колокольчик"
Дети стоят в кругу, один из детей звонит в колокольчик, водящий с закрытыми глазами указывает направление звучащего предмета.
"Похлопаем"
Дети повторяют ритмический рисунок хлопков, который задает взрослый.
Например: два хлопка, пауза один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте можно повторять ритм с закрытыми глазами.
Второй этап. Различение силы, высоты, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слогов, фраз.
"Тихо-громко"
Взрослый играет на каком-либо инструменте то тихо, то громко. Под громкое звучание дети бегут, под тихое - идут шагом.
"Три медведя"
Педагог выставляет на доске картинки с изображением трех медведей: медведя, медведицы и медвежонка.
Меняя высоту голоса взрослый произносит реплики и звукоподражания: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты, Мишутка (высокий голос). Дети, ориентируясь на звуко-комплекс и высоту голоса, называют героя.
"Узнай по голосу"
Взрослый раскладывает перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей: кошки и котенка, собаки и щенка и т. п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то высоким голосом (собака, то низким (щенок). Ребенок находит соответствующую картинку.
Третий этап. Различение слов, близких по звуковому составу.
"Правильно- неправильно"
Педагог, показывая картинку, называет слова, если ребенок услышит правильное название предмета - поднимает зеленый кружок, неправильное - синий.
Баман - паман - банан - банам - банан - баван - банан.
Альбом - айбом - аньбом - альбом - альпом - альном - альбом.
"Слушай и выбирай"
Перед ребенком раскладывают картинки со схожими по звучанию словами (ком, сом, дом). Взрослый называет предмет, ребенок показывает соответствующую картинку.
"Похлопаем-потопаем"
Если педагог называет рифмующиеся слова к данному слову - дети хлопают, если нет - топают.
Мальчик - пальчик, попугайчик, чижик, зайчик, малыш
Ложка - ножка, чашка, лукошко, мошка, картинка
Фонтан - диван, Иван, обман, барабан, обмен
Четвертый этап. Дифференциация слогов.
"Что лишнее"
Взрослый произносит ряды слогов: "ба-ба-па-ба-ба", "ва-ва-фа-ва-ва" и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит другой (лишний) слог.
Пятый этап. Дифференциация фонем.
Необходимо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков.
"Кто это?"
Комарик говорит: "ззззз", насос работает "сссс", змея шипит "шшшш", жук жужжит: "жжжж" и т. п.
Взрослый называет звук, а ребенок отгадывает, кто или что его издает.
"Поймай звук"
Выделение заданного звука, например а:
1. Из ряда гласных - а, у, о, э, а, и, а, ы, у, а
2. Из сочетания гласных - ау, уи, эа, ыо, иа, ои, иы, уа
3. Из слогов - ак, ты, му, ла, ву, ка, им, фа
"Повтори"
"Повторение сочетаний гласных звуков".
1. По два.
АУ ИА УИ ЫИ ОУ
2. По три.
УИА АИУ ОИЭ ЫАУ ИАО
3. По четыре.
АОУИ УИЫО АЭУО ОУИЭ
"Скажи наоборот"
Взрослый проговаривает по два -три звука, а дети произносят их в обратном порядке.
"Замени звук в словах"
гости - кости дочка - точка
голос - колос удочка - уточка
корка - горка плоты - плоды
Шестой этап. Развитие у детей навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
"Сколько звуков"
Взрослый называет один, два, три звука, ребенок определяет их на слух и называет количество.
"Делим слова на слоги"
Усложнение - определяем ударный слог.
"Кто больше?"
Назвать как можно больше слов на заданный звук.
"Назови одинаковый звук в словах"
Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным звуком, например: санки, кость, нос -
дети называют одинаковый звук (с, который есть в этих словах).