Ольга Столяренко
Развитие детского творчества в процессе экологического воспитания дошкольников. Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Ребенок отражает в своем творчестве окружающий мир, природу, свои впечатления и эмоции, возникшие в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.
Образность природы помогает ребёнку увидеть волнующую прелесть белоствольных берёзок, пёстрых лугов, дубовых рощ, еловых хороводов и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в продуктивной деятельности.
Публикация «Развитие детского творчества в процессе экологического воспитания дошкольников, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ознакомление детей с явлениями и объектами природы обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, то есть те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к творчеству, к выражению ярких эмоциональных впечатлений от созерцания природы. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка – дошкольника видов деятельности, является художественное творчество.
Включение коллектива нашего детского сада в системный муниципальный эксперимент по теме «Развитие творческих способностей ребёнка в процессе использования нетрадиционных художественных техник в образовательном процессе», которым руководит Коротких Ольга Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной и коррекционной педагогики Елецкого государственного университета, позволило нам более углубленно проводить работу по данному направлению, комбинированно решая задачи экологического воспитания и развития художественного творчества детей.
Исходя из интересов детей, наибольшее внимание в своей деятельности мы уделяем развитию творческих способностей детей через работу с бумагой.
Бумага – это наиболее простой, доступный и легкообрабатываемый материал, но при этом заключающий в себе удивительные возможности для творчества.
Знакомим детей с различными техниками работы с бумагой: обрывная и объёмная вырезная аппликация, создание различных объёмов, используя технику бумагокручения, «бумагопластики», что позволяет выполнить выразительные, своеобразные, яркие поделки. Сам процесс работы с бумагой доставляет детям огромное наслаждение, а кроме того, красота готовой работы вызывает у них радость от полученного конечного результата.
При планировании образовательной работы с детьми мы ставили следующие задачи;
формировать умение работать с бумагой;
развивать эстетическое восприятие произведений живописи, умение созерцать красоту природы и наслаждаться ею;
расширять представления детей о разнообразии животного и растительного мира;
воспитывать у детей уверенность в своих силах и способностях;
развивать творчество, инициативу, самостоятельность.
Данные задачи решались в ходе организации целевых прогулок, экскурсий с детьми, в процессе которых они наблюдали явления природы, красоту окружающего мира. Свои впечатления дети отражали в творческих работах.
Знакомство детей с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней, с животными и растительным миром встречало у детей положительный отклик. В своих работах дети изображали родную природу в разные сезоны, в разную погоду. Это работы, выполненные в технике «обрывание бумаги» («Белый снег пушистый», «Тучка по небу бежала», бумажная мозаика («Листопад», «Живые облака») и др. Сами дети в редких случаях могут заметить и оценить красоту окружающего мира, поэтому задача педагога при наблюдении за явлениями природы обращать внимание детей на красоту и изменчивость колорита неба, окрашенного лучами заходящего солнца, волшебность заиндевелых деревьев в алых отсветах заката, нежность весенней только-только появившейся зелени травы, листвы деревьев, нежность первых весенних цветов.
Наблюдая за растениями, мы не только закрепляли знания детей об их характерных внешних особенностях, но и формировали у детей способности образного мышления, сравнивая цветочную поляну с русской цветастой шалью, одуванчики – с солнечными зайчиками, незабудки – с лоскутками неба, упавшими на землю. Дети выразили свои впечатления в работах «Неба синие кусочки» (квиллинг, «Одуванчик, одуванчик носит желтый сарафанчик!» (бумагопластика) и др.
Чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных, доставить им радость от того, что им удалось изобразить, важно организовать наблюдение за животными. Но живой объект находится в движении, что увлекает ребенка и не всегда позволяет вынести из такого наблюдения точное представление об особенностях внешнего вида животных. Поэтому для уточнения образа мы использовали игрушечных животных. При выполнении творческих работ необходимо было обратить внимание детей на возможность использования вариантов образного решения изображения животного. Так, при выполнении работы по теме «Пес Барбос» использовали технику торцевания, а создание «Бяшки-барашки» больше подошли техники бумагокручения и сминания в комочки.
Использование в процессе экологического воспитания нетрадиционных художественных техник позволило повысить интерес детей к природе, вызвать желание отражать ее явления в своем творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что способствует повышению эффективности образовательной работы с дошкольниками.