Поштарь Ирина
Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая среда подготовительной группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-развивающая среда подготовительной группы.
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от взрослых – от того, как устроена предметно-развивающая среда в жизни детей, из каких игрушек и материала она состоит, какой их развивающий потенциал и даже от того, как и где они находятся. Все, что расположено вокруг ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Именно взрослые, берут на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их способностей, возможностей по всем психофизиологическим параметрам, то есть организации предметно-пространственной развивающей среды. Мы, как педагоги, стараемся создать в группе условия, как для совместной деятельности детей и педагогов, так и для индивидуальной деятельности, учитывая особенности развития каждого дошкольника.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
На основе интеграции содержания и видов деятельности в группе организованы центры активности по следующим направлениям.
- познавательное,
-речевое,
- социально-коммуникативное,
- художественно-эстетическое,
- физическое развитие детей.
Направление: Художественно - эстетическое развитие.
Центр «Творческая мастерская». В центре творчества для развития детей подобраны разные картинки, рисунки, примеры оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок. Это дает детям идеи для своей продуктивной деятельности, а так же продолжить овладение умением работать по образцу. В рабочей зоне находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры.). По желанию ребенок может воспользоваться необходимым для воплощения своих творческих замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Направление: Речевое развитие.
Центр «Мир книги» он включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке находится фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.
В Центре «Грамотности» находятся различные дидактические игры по развитию речи, картины и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Направление: Познавательное развитие.
Центр «Науки и экологии» включает в себя экологический уголок и зону экспериментальной деятельности. Данный уголок содержит в себе разные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. Так же, присутствуют разные инструменты по уходу за данными растениями:, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки. Кроме комнатных растений, в данном центре есть различные дидактические игры, серии картин «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.
Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен разными коллекциями (грунт, камни, минералы, семена, крупы.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения.
Центр «Математики»
В данном центре находятся нормативно-знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются Палочки Кюизенера, «Разрезной квадрат» Никитина, «Логические блоки Дьенеша». Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.
В «Нравственно-патриотическом» Центре помещена государственная символика России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей.
«Строительный» (конструктивный) Центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
«Музыкально - театрализованный» Центр - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сблизить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, показывая неожиданные стороны своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети - большие артисты, поэтому с удовольствием участвуют в постановках и с радостью выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый). В нем размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, костюмы для персонажей, декорации дети делают самостоятельно. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.
Направление: Социально-личностное развитие.
Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, через решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность, ОБЖ.
В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы детей 5-7 лет весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. В подготовительной группе игровой материал помещается в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобную для них зону группы для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от.
Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.
Направление: Физическое развитие.
Центр «Физкультурный уголок» в нем присутствует как традиционное оборудование, так и нетрадиционное, сделанное руками воспитателей и родителей. Это оборудование направлено на развитие физических качеств детей - ловкости, меткости, быстрой реакции, силы. На современном этапе развития, возникла потребность размещения в этом центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни.
Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми…». Создавая благоприятную среду развития для детей, мы хотим видеть их такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих положительным отношением к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, развитых физически, а самое важное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать детей к самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие которое ему нравится в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством расположения материалов. Было выявлено, что воспитанники меньше спорят между собой: реже ссорятся из-за игр, игрового пространства, так как увлечены интересным занятием. Положительный эмоции детей свидетельствуют об их жизнерадостности, открытости, желании ходить в детский сад.
Поиск новых подходов к составлению предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.
Спасибо за внимание!