Ольга Ермолюк
Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Публикация «Консультация для воспитателей „Познавательно-исследовательская деятельность“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
В дошкольном учреждении для этого создаются:
. Уголок природы с комнатными цветами и инструментарием для ухаживания за ними, календарем природы и погоды, дневниками наблюдений;
. Зона экспериментирования, в которой можно найти различный материал и инструмент для исследований.
. Многие настольные игры способствуют развитию и тренировке экспериментаторских способностей: «Как хлеб в дом пришёл», «Что как растет», «Вершки и корешки», «Сосчитай на ощупь», «С чьей ветки детки»,»Времена года» и т. д.
Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
Совместную деятельность с детьми старшего возраста организовываю 1 раз в неделю во вторую половину дня по 15-20 минут. Работу провожу с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете.
Так, например, в ходе проведения исследований с воздухом, дети получают знания о свойствах воздуха, обнаруживают его в пространстве, внутри человека, в окружающих предметах; рассматривают вопрос о необходимости воздуха для всего живого; узнают, что воздух занимает место, имеет силу; выясняют, как образуется ветер, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом :
ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
предлагает различные варианты ее решения;
проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
делает выводы.
Педагог может направлять детей и помочь определить проблему, например: «Как можно увидеть листочки на ветках зимой?». Затем выслушиваются различные варианты ответов, и предлагается их проверить. Выводы корректируются и заносятся в дневники наблюдений.
После колядок у ребенка возник вопрос: Как растет пшеница? Перед началом опыта поставили Цель: выяснить влияние различных условий на рост пшеницы. Пшеницу с детьми выращивали в разных условиях на протяжении 2-х недель. Во время данной работы дети вели дневник, куда фиксировали результаты своих наблюдений. Такой вид работы позволяет изучить предмет исследования более глубоко и детально. В ходе такой работы у детей развиваются такие качества личности, как самостоятельность, ответственность, любознательность, инициативность.
Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Так, в уголке экспериментирования может «жить» Мудрая Сова, от имени которой предлагаются задания-записки.
Однажды дети могут обнаружить конверт с семенами пшеницы и задание-записку: «Объясните, что появляется вначале: корешок или стебелек?». Дети решают, что для эксперимента необходима прозрачная емкость и вода и объясняют почему. Затем, осуществляются различные варианты: некоторые воспитанники просто заливают водой семена, кто-то воспользуется ватными дисками и положат семена между ними, можно взять влажную салфетку. В результате дети делают вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих дисках пропали и только во влажных проросли, а также о том, что вначале появляется корень, а затем стебель. Длительность эксперимента – 5 дней.
Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю родителей к активной помощи. Родители проводят опыты с детьми дома и по моей просьбе приносят фотографии последовательного выполнения опыта.
Воспитатель сообщает тему опыта а ребенок, следуя фотографиям рассказывает о его выполнении.
Ребенок становится куратором, и помогает детям в группе правильно справиться с опытом.
В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы
Родители, купив опыт для своего ребенка, стараются принести его в детский сад, чтобы ребенок рассказал и показал. Результаты опытов отражаются в дальнейших беседах. Дети с увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось. Это положительно сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Роль воспитателя – подготовить ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность воспитанников. Окончательный вывод формулирует воспитатель.
В своей работе я использую детские исследовательские проекты –эффективный, современный метод обучения дошкольников.
Проект «Выращивание кристалла».
Исследовательский проект «История часов».
Выяснить с детьми, когда появились первые часы, какой путь развития и усовершенствования они прошли. Используют ли старинные часы в наше время. В результате проделанной работы ребята узнали историю часов. Как люди их изобретали, усовершенствовали в старину. В результате исследований дети на практике поняли, какие часы удобны, а какие нет. Выделили недостатки и положительные стороны всех часов. Сделали выводы, что солнечные и песочные часы используются людьми и наше время, так как они наиболее практичные среди остальных часов.
Выяснить с детьми, какие меры длины существовали раньше и какие существуют сейчас. Где и как использовались эти меры. Используются ли старинные меры длины в наше время. В результате проделанной работы, ребята поняли, как сложно приходилось людям производить измерения чего либо. У каждого человека длина рук и ног различна, поэтому расчеты могли быть приблизительными. В результате исследований ребята познакомились со старинными мерами длины, на практике смогли их применить. Ребята познакомились с современными измерительными приборами, которые дают более точные расчеты.
Особенность семейного проекта состоит в том, что родитель и ребенок – не пассивные наблюдатели, а активные участники исследовательских мероприятий, организованных в собственном доме и за его пределами.
Проектно-исследовательская деятельность актуальна и очень эффективна. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности, коммуникативные и познавательные навыки. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
Для родителей можно создать картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.
Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступных материалов, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности.