Елена Неверова
Консультация для воспитателей «Подвижные игры как средство формирования самооценки»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Самооценка начинает формироваться лишь в старшем до-школьном возрасте. К этому периоду ребёнок уже понимает,что он умеет делать;осознает не только свои действия,но и свои желания, предпочтения, настроения; он способен понимать и принимать речевые инструкции, требования взрослых, сознательно выполнять задание в том случае, если оно не противоречит его интересам. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Публикация «Консультация для воспитателей „Подвижные игры как средство формирования самооценки“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Темочки
Чтобы дошкольник научился понимать, почему результаты его деятельности оцениваются так или иначе, следует создавать ситуации, которые ставили бы его перед необходимостью реалистически оценивать свои способности.
Помимо эффективного влияния на укрепление здоровья, повышение выносливости детского организма и совершенствова-ние двигательных навыков, подвижные игры можно использовать в качестве средства формирования самооценки дошкольников.
Педагогические условия организации и проведения подвижных игр:
В каждой возрастной группе есть, по крайней мере, три типа детей, которые по-разному ведут себя во время любой деятельности, в том числе игровой, и соответственно требуют разного подхода.
Дети первого типа очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру, с энтузиазмом включаются в нее и стремятся взять на себя активную роль. Для таких детей наиболее трудным оказывается выполнение правил, сдерживающих их спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться до определенного сигнала, уступать главную роль или привлекательный предмет другим. Часто они не обращают внимания на сверстников и заняты демонстрацией собственных возможностей.
С детьми этой группы можно организовывать игры, в которых необходимо выполнить достаточно сложные для дошкольника действия («Черепаха-путешественница», либо совершать простые действия,от точности и аккуратности, которых будет зависеть результат игры («Водонос», «Городки»).
При проведении игр показать дошкольникам важность соблюдения правил и постараться сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения.
Дети второго типа более робкие, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Сначала они держатся напряженно, без интереса наблюдают за действиями сверстников. Ни в коем случае не стоит заставлять ребенка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая сначала в ней пассивную роль, он постепенно заряжается от взрослого и сверстников интересом к игре, и, через некоторое время, начинает сам проявлять инициативу.
Для этих детей будут привлекательны игры с простыми действиями, результат которых будет зависеть от сосредоточенности и ловкости («Городки», «Рыбаки и рыбки», от внимания («Водяной»).
Чтобы заинтересовать детей, вместо дежурных слов «А сейчас мы будем играть в …» можно «нарисовать» яркую картинку предстоящего действия.
Иногда, полезно сыграть на самолюбие детей, выразив сомнения в их силе и ловкости (но в конце игры не забыть признать ошибочность своих сомнений, похвалив смелость, быстроту и точность движений каждого ребенка).
В результате детского самоощущения проходит несколько этапов: «Я хочу, но боюсь»; «Я попробую, вдруг получится»; «У меня получилось! Я хочу попробо-вать еще раз»; «Меня похвалил воспитатель, значит, у меня действительно хорошо получилось»; «Я хочу поиграть в другие игры, вдруг выиграю»; «Я выиграл, значит, я многое могу! У меня всё получится!».
Дети третьего типа вялые, пассивные, они не могут действовать наравне со сверстниками. Даже при многократном повторении игры, они, из-за страха перед своей неумелостью, не справляются с заданием.
Такие дети нуждаются в личном контакте с взрослым, в его внимании, поощрении. Коллективная игра с ними не эффективна. Для нормального психологического и личностного развития этих детей их необходимо сначала включать в игру с двумя-тремя медлительными детьми, а затем в это игровое сообщество добавлять одного-двух ровесников активнее. В дальнейшем надо не усложнять содержание игр, а постепенно наращивать их темп.
Как правило, у таких детей занижена самооценка и педагогу потребуется больше времени, чтобы ребёнок в своем самоощущении перешел от мысли «Я хочу, но боюсь» к осознанной уверенности «Я могу! У меня получится!».
Игры «Белочка с орехами», «Каракатица», «Городки» – наиболее подходящие для данной группы, так как они не содержат сложных действий и не требуют особой ловкости.
Соблюдение правил игры.
Чтобы помочь каждому ребенку занять достойное место в коллективе, преодолеть неуверенность, вызвать желание выполнять не только второстепенную, но и главную роль в игре, полезно ввести правила поведения:
• Каждый ребенок имеет право участвовать в игре;
• Желающие играть должны сообща договариваться, во что будут играть;
• Ведущего выбирают дети с общего согласия всех участников игры;
• При обсуждении кандидатур надо объяснить, почему выбирают именно этого ребёнка (роль ведущего нужно заслужить);
• Дети должны самостоятельно решать спорные вопросы, организованно за-канчивать игру;
• Если кому-то из участников не хочется больше играть, он должен сказать товарищам по игре и ведущему о причине своего ухода;
• Все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением товарищей, проявлять требовательность к нарушителям правил;
• Как ведущий, так и другие дети имеют право давать советы и расширять содержание игры с общего согласия всех участников.
Оценивая вместе с взрослыми действия сверстников и их ошибки в игре, ребёнок не только лучше усваивает правила, но и начинает осознавать собственные просчёты. Играя по правилам, дети завоёвывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.
Педагогически грамотное распределение ролей.
Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Для многих подвижных игр требуются капитаны, водящие, то есть водящие роли. Игровая практика накопила немало демократических примеров распределения ролей, таких как: жеребьёвка, считалки, бросание кубиков с цифрами и т. п.
Для педагога при распределении ролей важно:
- Помочь неавторитетным укрепить свой авторитет; неактивным - проявить активность; недисциплинированным - стать организованными; новичками или детям, сторонящимся коллектива сверстников - сдружиться со всеми.
- Объяснить значимость не только командных, но и второстепенных ролей.
- Предусмотреть активное участие детей в игре: ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать.
- Не использовать в игре отрицательные роли.
Заключение.
Подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а можно рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников. Все дело в знании методических и психолого-педагогических аспектов руководства подвижными играми и заинтересованности воспитателя в развитии у дошкольников социальнозначимых качеств: смелости, уверенности, смекалки, взаимовыручки, самоконтроля и адекватной самооценки, умения переживать поражение и добиваться победы.
Перечисленные качества помогут ребёнку комфортно чувствовать себя не только в знакомом коллективе сверстников, где на первое место выйдет учебная деятельность, которая также требует сообразительности, уверенности в знаниях, самоконтроля, терпения, умения рисковать и преодолевать трудности.
Список используемой литературы:
1. Авторская переработка статьи Емельяновой, М. Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / М. Н. Емельянова // Ребенок в детском саду. 2007. - № 4. - С. 29-33. 73.