Наталья Фонарева
Консультация для воспитателей «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Зимой и ранней весной в детских садах обильными зелеными красками привлекают к себе внимание мини огороды на подоконнике. Дети, совместно с воспитателем, ухаживают за зелеными грядками, ведут наблюдения, отражая изменения в развитии растений, приучая внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность связь явлений и их причины.
Публикация «Консультация для воспитателей „Огород на окне“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Огороды на подоконнике
- Темочки
Выращивать следует то, что растет быстро, «прямо на глазах» у ребенка: лук, корнеплоды. Луковица, посаженная в банку с водой, дает быстро корни, а затем зелень. Важны регулярные наблюдения за посадками один раз в неделю. Каждый раз следует не только наблюдать, но и зарисовывать луковицу такой, какой она есть в данный момент. Рисунки дают возможность сравнить предыдущее состояние растения с настоящим и тем самым установить, что и как изменилось.
Ухаживая за растениями в уголке природы, ребята не только трудятся, поливая грядку, и совершенствуют наблюдательность, но и получают знания о том, как нужно выращивать растения. Узнают, что по-разному можно есть овощи (чеснок, лук, петрушка вкусны в сыром виде, листья свеклы используются для борща, делают выводы о том, какие из них растут быстрее, сравнивают форму, цвет листьев, рассматривают через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это еще и отличный поэтапный материал.
В старших подготовительных группах рекомендуется проводить занимательные опыты и эксперименты, они подталкивают детей к самостоятельному поиску причин и способов действия. Это могут быть опыты с ветками, луком, корнеплодами, семенами, помещенными в разную среду.
Зимне-весенние посадки в уголке природы по возрастным группам.
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная
группа
Семена овса, лук репчатый, ветки тополя или сирени в вазе (февраль)
Семена овса, лук репчатый, ветки тополя или сирени в вазе (февраль)
Семена овса, лук репчатый, корнеплоды, ветки тополя, липы, осины, клена в вазе, по выбору (февраль)
Семена овса, лук репчатый, корнеплоды, ветки тополя, липы, клена (по выбору, ивы, вербы в вазе (февраль)
Садовые бобы, настурция (апрель)
Душистый горошек (апрель)
Семена салата, гороха, помидоры, огурцы, бархатцы, цинния, космея (апрель)
Семена салата, гороха, помидоры, огурцы капуста, астры, петунья, табак душистый (апрель)
Чтобы детям было интересно работать в уголке природы можно его интересно оформить, например, по сюжету сказки: для детей помладше это может быть сюжет любой русской народной сказки, хорошо знакомой детям, а старшие дети могут совместно с воспитателем придумать свой сюжет сказки. Герои ухаживают за грядками, а дети помогают им в этом. Наблюдения за растениями можно сделать занимательными, если сочетать их с загадками стихами. По ходу наблюдений, можно даже оформить книжки. Дети будут сами удивлены, что они являются авторами собственных книг. Фантазируйте, творите все в ваших руках.
Огород на окне это хороший помощник в воспитании у детей экологической культуры, созданию правильного отношения к живой природе, воспитания у детей умения радоваться красоте выращиваемых растений и результату своего труда. Наблюдения и уход за растениями способствуют развитию мышления, познавательного опыта, трудолюбия, любви к природе.
И ещё : зелень на подоконнике радует глаз и душу, снимает напряжение, повышает настроение. А как приятно подать зимой или весной к столу блюда, украшенные зелеными веточками укропа, петрушки. И красиво и вкусно, и полезно для здоровья детей, а главное – это доступно всем, и это вырастили дети.