Елена Бучнева
Консультация для воспитателей «Оформление и оснащение музыкальных уголков в групповых помещениях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
В самостоятельной деятельности у детей возникают индивидуальные потребности и желания: одни рисуют, вторые лепят и строят, третьи музицируют на музыкальных инструментах и поют. Чтобы такая деятельность развивалась успешно, необходимо создать благоприятные условия, а именно правильно организованная музыкальная развивающая предметно-пространственная среда.
Публикация «Консультация для воспитателей „Оформление и оснащение музыкальных уголков в групповых помещениях ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные уголки и центры в детском саду
- Оформление детских садов
- Темочки
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщена и соответствовать возрастным возможностям детей. Ее структура представлена может быть представлена в виде модулей, чтобы нацелить на формирование личности ребенка, получения знаний и социального опыта, способствовать всестороннему развитию и обеспечивать психическое и эмоциональное благополучие дошкольников. Она должна включать трансформирующиеся детали для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, атрибутами и музыкальными инструментами.
При оборудовании музыкальных уголков желательно продумать целесообразность их размещения, эстетическое оформление, разнообразие мебельных модулей, пособия, дидактический материал, его доступность, учет возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда в групповых помещениях проектируется по трем основным блокам – восприятие музыки, воспроизведение, музыки и музыкально-творческая деятельность. Имеющиеся в группе технические средства обучения (ноутбуки для выполнения интерактивных заданий, магнитофон, наушники для слушания музыки) должны отвечать требованиям безопасности. Психологическая комфортность детей, занятых музыкальной деятельностью в уголках может быть достигнута за счет личного участия детей в создании игрового пространства, где каждый ребенок имеет возможность свободно чувствовать себя вне зависимости от окружающих, раскрывая свой творческий потенциал.
Весь демонстрационный материал должен отличаться оригинальностью, простотой, а также достаточным количеством ассортимента инструментов, атрибутов, музыкальных игрушек, которые дети могут переносить для игры в другие места (например, в раздевалку или спальню). Это музыкальные мини-музеи, «Музыкальные киоски», «Музыкальные библиотеки», «Магазин музыкальных инструментов», лэпбуки и т. д.
В зависимости от образовательной ситуации, темы проекта, интересов и возможностей детей пространство уголков трансформируется. Игровой материал и оборудование рекомендуется периодически менять, чтобы появлялись новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность.
Доступность среды обеспечивается в данном случае открытыми полками стеллажей, тумб. Это дает свободный доступ детей к играм, игрушкам, атрибутам – добротным, эстетически привлекательным, простым в обращении. Этим они привлекают внимание детей, вызывают желание петь, слушать музыку, играть на музыкальных инструментах, стимулируют познавательную и творческую активность.
Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, 1-2 раза в месяц рекомендуется обновлять пособия и информацию в музыкальных уголках, внося новое и актуальное. Созданная «по законам красоты» такая музыкальная среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, представляет собой широкий спектр для развития музыкальных способностей детей. Личный интерес педагога, огромное желание, стремление, творческий потенциал позволит сделать ее увлекательной, успешной и плодотворной.
Целостность содержания музыкальной среды должна базироваться на основах:
• психологической ( учитывает возрастные возможности детей и ведущие виды деятельности: в раннем детстве – предметная, в дошкольном детстве – игровая);
• эстетической (предусматривает дизайнерские требования к проектированию; все модули соразмерны росту, глазу и руке ребёнка, эстетически выдержаны);
• педагогической (предоставляет детям возможность для активной и разнообразной музыкально-творческой деятельности, моделирует содержание музыкально-образовательного процесса в содержании пособий, игр, предметов, модулей и т. п.)
Музыкальная предметно-развивающая среда призвана осуществлять следующие функции:
1. Информационная функция. Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечен разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием.
2. Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его самостоятельного участия в разных видах деятельности.
3. Развивающая функция музыкально-развивающей среды является ведущей, позволяющей ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. Ребенок имеет возможность реализовать свое право на свободу выбора деятельности, действуя, исходя из своих интересов и возможностей. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности. Развивающая функция предметной среды сочетает традиционные и новые, необычные компоненты, обеспечивая преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
4. Функция сохранения психологического здоровья. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений вызывает положительные эмоции, дает возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь», так и индивидуальной («уголок уединения») деятельности.
Наполнение музыкальных уголков предусматривает :
Для детей от 3 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы) это:
куклы-неваляшки;
«поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);
игрушки-инструменты с фиксированным звуком – органчики, шарманки;
игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
музыкально-дидактические игры : «Матрешка учит танцевать», «Где мои детки?», «Птицы и птенчики», «Музыкальные волчки», «Угадай, на чем играю?», «Кого разбудило солнышко?», «Где мои ребятки?», «Чудесный мешочек» (с музыкальными инструментами и с игрушечными животными для игр на развитие голоса «Кто как поет?») и др. ;
набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);
атрибуты к музыкальным подвижным играм : «Догони нас, мишка», «Кошка и котята», «Паровоз», «Мячи» и др. ;
флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезону);
ширма настольная;
перчаточная игрушка (для воспитателя) и пр. ;
перчаточная игрушка (для ребенка) и пр. ;
магнитофон и набор программных аудиозаписей;
музыкальные картинки к песням, в виде альбома или отдельные красочные иллюстрации.
В музыкальных уголках для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет необходимы пособия для младшей группы (перечисленные выше, а также дополнительно к этому:
металлофон;
шумовые инструменты для детского оркестра;
книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);
магнитная доска;
музыкально-дидактические игры : «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик», «Угадай колокольчик» и др. ;
атрибуты к подвижным музыкальным играм : «Гуси вы, гуси», «Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др. ;
музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички;
ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону – листики, снежинки, цветы и т. д.);
ширма настольная и набор игрушек;
музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования;
магнитофон и набор программных аудиозаписей.
Для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада) дополнительно к материалам средней труппы необходимы:
погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др. ;
музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);
иллюстрации по теме «Времена года»;
музыкальные игрушки-самоделки (шумовой оркестр);
портреты композиторов;
иллюстрации из «Музыкального букваря»;
музыкально-дидактические игры : «Пчелка», «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», «Угадай, что звучит» и др. ;
атрибуты к подвижным играм «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши»;
детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
ширмы: настольная и ширма по росту детей;
музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые – озвученные;
атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;
разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону – листики, снежинки, цветы и т. д.);
магнитофон и набор программных аудиозаписей и дисков.
Для детей 6-7 лет (подготовительной группы детского сада) в музыкальных уголках необходимы :
музыкальные инструменты : маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны, мелодики, чимез, таоелки и др. ;
портреты композиторов;
иллюстрации теме «Времена года»;
картинки к пособию «Музыкальный букварь»;
альбомы «Мы рисуем песенку» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п. ;
музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые – озвученные);
набор фабричных инструментов для шумового оркестра;
музыкально-дидактические игры : «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора музыки», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т. д. ;
атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т. п.);
атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.);
разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций;
магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков;
ноутбуки, наушники, комплекты музыкально-дидактических электронных игр.