Василькина Татьяна Владимировна
Консультация для воспитателей «Специфика общения детей в сюжетно-ролевых играх»
▼ Скачать + Заказать документы
Культура общения, т. е. умение личности принять участие в общении или организовать деятельность, в которой содержание способствует установлению нравственных взаимоотношений.
Ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника - игра.
В сюжетно-ролевых играх кроются два пласта отношений: игровые - ролевые и реальные. Ролевое общение, реализующее сюжет, направлено на развитие взятой роли имеет место лишь в условиях мнимой ситуации. Реальное общение, т. е. общение, направленное на реализацию реальных взаимоотношений в игре, и имеет служебный характер, подчиненный ролевым взаимоотношениям.
Публикация «Консультация для воспитателей „Специфика общения детей в сюжетно-ролевых играх“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Участие в сюжетно- ролевой игре определяется ролевой речью и поведением того лица, чью роль дошкольник взял на себя
Наметив сюжет и распределив роли, он стремится к координации и сложности игровых действий с партнерами, т. е. достоверно развивает свою роль и ждет аналогичного поведения от товарищей. Вот эта способность, выявлять характерные особенности игрового образа, умение их реализовывать в ролевом общении и поведении уже свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития ролевого общения.
Наблюдение за детьми,
педагог учитывает длительность игровой деятельности, продолжительность общения и его содержание, выявляет причины конфликтных ситуаций. Иными словами, он видит не только действия с предметами, направленные на развитие сюжета, суть тех игровых отношений, которые реализуются в ролевом и реальном общении. С другой стороны, чаще беседует с детьми, чтобы знать, какие игры, роли их увлекают, с кем из партнеров интереснее общаться.
Самый низкий уровень
игрового общения у тех детей, игровая деятельность которых, носит стабильно одиночный характер. Постоянные спутники в игре, как правило, предметы и игрушки, которые ребенок наделяет свойствами живого существа и активно общается с ними. В условиях действия с предметом, ролевая речь передается не диалогом, а самим ребенком от первого, второго и третьего лица.
Диалог между партнерами,
кратковремен, однообразен и беден по содержанию. В бытовых играх, содержание ролевого общения носит эмоционально - личностный характер и складывается из коротких фраз, обозначающих действие: / пей, доченька, ешь, доченька, не плач/.
В играх, отражающих труд людей, общественные события, это, в основном, словоимитации и фразы, обозначающие действия.
Содержание общения в таких играх, носит деловую направленность. Ролевое общение ребенка со сверстниками, на этапе первого уровня развития, случайно, эпизодично по характеру, длительность от общей продолжительности игры – равен - 30 минутам.
Второй уровень развития
/ ролевой репертуар/, складывается из 2-3 любимых ролей. К остальным ролям дети относятся без интереса. Здесь уже наблюдается выбор игр и ролей. Девочки чаще играют в «Детский сад», «Семью», а мальчики в «Строители», «Автомобилисты».
Очень неохотно данная подгруппа включается в малознакомые роли, не проявляя особой любознательности в освоении их поведенческой линии, способов общения. Если игра чем-то вызывает интерес, то дети просят воспитателя:-«Научите играть, покажите, как надо говорить, или, как должен командовать?» Ролевое общение направлено как на партнеров по игре, так и на предметы и игрушки. В общей сложности длительность общения -30 минут, а общая продолжительность составляет -10 минут. 5-6 минут дети общаются с партнерами, 4-5 с игрушками.
Третий уровень развития:
проявляется интерес к различным по содержанию и видам творчески- ролевым играм.
Репертуар различен по объему и складывается из 5-8 ролей, среди которых есть и любимые, разыгрываемая в игровой деятельности и видоизменяемая в зависимости от ситуации состава партнеров. Это роли: «Дедушки», «Тети», «Брата», который служит на границе, заведующей детским садом, завхоза, летчика, разведчика и т. д.
Дети, на основе личного опыта и знаний, полученных на занятиях, охотно осваивают новые роли, активно вступают в общение с воспитателем.
Обращаясь к педагогу с уточняющими вопросами, пытаются выявить для себя связи, отношения, общее поведение и способы общения того персонажа, образ которого служит новой роли, действуют не только в узком русле заданного сюжета, но и развивают ролевое поведение и игровое общение:/ папа заботится не только о своей семье, он внимателен ко всем, как дома, так и на работе/. Длительность общения, из 30 минут общей сложностью, составляет 12-20 минут. Содержание зависит от характера роли. Дети одинаково владеют эмоционально - личностным, деловым и воздействованным общением, умело обсуждают способ поведения и общение ролевых персонажей, пути дальнейшего развития сюжета, отличаются направленностью, стремлением сохранить игру, научить товарища, как надо действовать и общаться в той или иной роли.
Почему же возникают конфликтные ситуации в играх?
На первом уровне игры и ролевого общения, конфликты, по своему характеру весьма устойчивы, порой и приводят к отказу от взятой роли и даже, к выходу из игры. Их основная причина – отсутствие знаний о поведении того персонажа, который выступает прообразом роли.
На втором уровне развития игры и ролевого общения причины те же, однако, конфликты носят поверхностный характер. Как следствие, неумение партнера вести роль, несоответствие ролевого поведения ролевым ожиданиям. Повод к конфликтам - отсутствие общего плана, гибкости и находчивости, в употреблении ролевого общения.
На третьем уровне развития игры и ролевого общения, причина негативных ситуаций - несовпадение ролевых ожиданий и ролевого поведения партнера по игре / следствие разного уровня знаний и игровых умений/.
Отсутствие умения вести роль в соответствии с замыслом и требованиями партнера; неравномерные знания об окружающем и не одинаковые исполнительные навыки.
Анализ причин позволяет определить методику воспитательной работы, основная цель которой – устранить конфликты, создать условия, формирующие культуру ролевого общения в игре.
Решение данной задачи - тесная взаимосвязь игровой деятельности и программного содержания занятий по ознакомлению с окружающим; чтение художественной литературы, целевые прогулки, экскурсии, беседы в свободное от занятий время, игры - драматизации.
Во всех случаях целенаправленная и систематическая работа по развитию ролевого общения будет свидетельствовать о том, что творческая игра - это средство формирования культуры общения.