Трошина Надежда
Консультация для воспитателей на тему «Роль воспитателя в адаптации ребёнка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль воспитателя в адаптации ребенка к детскому саду.
Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Поэтому начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно все успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новенького.
Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Роль воспитателя в адаптации ребёнка в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Приспособление к другому окружению требует от ребенка огромных усилий. Для него очень важно первое посещение дошкольного образовательного учреждения. Когда он приходит в ДОО попадает в новые условия, меняется режим, характер общения. Всё это приводит к изменениям поведения ребенка, эмоционального состояния, болезням, потере аппетита, потери сна. На работу с детьми в период адаптации влияют особенности каждого возрастного этапа развития и индивидуальные особенности их нервной системы.
Адаптация - это привыкание организма к новой обстановке и новым условиям жизни.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. В детском саду ребенку надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям. В этом ему должны помочь воспитатели.
В адаптации ребенка есть разные степени привыкания. Калинина Р. различает три степени тяжести происхождения острой фазы адаптированного периода:
• Легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение десяти - пятнадцати дней, то есть ребёнок прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в коллективе, а также болеет не чаще обычного;
• Адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, и при этом ребёнок на короткое время теряет в весе, также может наступить заболевание длительностью около пяти-семи дней, а это и есть признаки психического стресса;
• Тяжелая адаптация - может длится от двух до шести месяцев. Ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся у него навыки, а также может наступить как и физическое, так и психическое истощение организма ребенка.
Для того, чтобы адаптация к детскому саду прошла в легкой форме, воспитатель создаёт благоприятную атмосферу в группе:
Воспитатель успокаивает взрослых: приглашает их осмотреть групповые помещения, показывает шкафчик, кровать, игрушки, рассказывает, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомит с режимом дня, вместе обсудят, как облегчить период адаптации.
Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе будет небольшой “уголок тишины”, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть.
В группе есть и спортивный уголок, который удовлетворяет потребность детей в движении. Уголок оформлен так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.
Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому в группе есть “семейный” альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. Малыш в любой момент сможет увидеть родных и уже не так тосковать вдали от дома.
Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. В период адаптации воспитатель использует простейшие подвижные игры как можно чаще. Благодаря им, дети увлекаются и забывают о своих переживаниях. Также помогают различные музыкальные игры и игрушки. Музыка успокаивает детей, вносит радость. Чтобы ребенок не уставал, его своевременно переключают на более спокойные игровые действия, привлекая его внимание игрушками-забавами (каталки, волчки, заводные игрушки). Большой эмоциональный подъем вызывает у детей использование в работе игр-шуток, игр эмоционально-тактильного характера.
Успокаивающе действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время года в группах есть уголок песка и воды. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.
Взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации к ДОУ. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Адаптация может считаться законченной, если:
-у ребенка стабильное положительное эмоциональное состояние в течение недели, он активно играет, взаимодействует со сверстниками и взрослыми, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит;
-у него отсутствуют заболевания;
-есть динамика психомоторного развития.