Марина
Консультация для воспитателей на тему «Мягкая среда» в детском саду: что такое и как организовать»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Непосед» г. Суровикино
«Мягкая среда» в детском саду : что такое и как организовать
Подготовил: Воспитатель МАДОУ «Непоседа»
Якушкина Марина Андреевна
У детей раннего возраста мышление носит наглядно-действенный характер, то есть малышам хочется брать в руки предметы и взаимодействовать с ними. Именно поэтому развитие всех качеств происходит через практический опыт ребенка. Я хотела бы рассказать о методике «мягкая среда, что это такое и зачем создавать «мягкую среду» в ДОУ.
Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Мягкая среда“ в детском саду: что такое и как организовать“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» декабрь 2023
Малыши любят создавать что-то своими руками, а потом обыгрывать это. Задача воспитателя в детском саду - стимулировать развитие каждого ребенка, вызывать у него желание действовать, общаться, играть и фантазировать.
Развивающие игры для «мягкой среды» - это сенсорно-тактильные предметы игрового обихода из текстиля. Например:
• 1.«Вязаная графика», пособие, состоящее из веревочек разных длин и оттенков;
Этот способ рисования помогает понять форму предметов и научиться различать цвета, способствует речевому, логически-словесному развитию ребенка. Ребенку легко исправить ошибку, чтобы научиться, ведь это лист и вязаные элементы!
Используются для детей, как раннего возраста, так и более старшего возраста, потому - что эти «карандаши» не ломаются, не пачкаются, не заканчиваются и совсем безопасные, также их можно стирать. Вязаные «карандаши» легко трансформируются для игровых зон, их можно брать с собой в любое удобное место в группе - на столе, на полу, на стуле, на подоконнике. В младшем возрасте ребенок берет необходимый материал и действует по образцу вместе со взрослым, а вот ребенок более старшего возраста может уже пофантазировать и работать в соответствии со своим замыслом. У старших детей происходит самостоятельный творческий процесс. Во время рисования ребенок, если затрудняется, может обратиться к взрослому. Также у ребенка задействованы все пальцы во время тактильного рисования, а особое преимущество в том, что ребенок может корректировать свою работу, что совсем не расстроит его! (Предложить воспитателям порисовать)
• 2. Вязаные палочки- игралочки
Текстильный конструктор.
С помощью этих вязаных изделий можно создавать картины, развивая
мелкую моторику пальцев и речь. А еще игра отлично помогает в формировании зрительно-пространственных представлений и в развитии речи, ведь можно разыграть очень много сюжетов. Для деток постарше можно использовать как счетные палочки или игры на закрепление знания сторон (лево-право, так же можно использовать как в игры на развитие логики (Показать воспитателям примеры)
• 3. Мнушки-игрушки
Игрушка-антистресс.
Благодаря мягкой текстуре и наполнителю (я использовала горох и гречку, шуршащие фантики или любой другой наполнитель, ее можно мять, делать массаж себе или товарищу.
• 4. Шифоновая радуга-методика основана на многоаспектном использовании сенсорного материала — ткани.
Ткань это мягкий и пластичный материал, пригодный для любой детской деятельности, обладающий такими характеристиками, как полифункциональность, открытость, комфортность.
Сенсорные качества ткани создают ощущение безопасности. Лёгкий, мягкий, гладкий материал даёт ребёнку приятные ощущения «поглаживания». В период адаптации (разрыв с матерью) это ощущение носит характер замещающего компонента. Открытость и безопасность делают конструктор доступным в работе с детьми раннего возраста.
(Предложить поиграть)
Игра – приветствие:
«Ты катись платок веселый
Быстро – быстро по рукам,
Кто поймает шалунишку
Я - …. (ребенок называет свое имя и выполняет движение с платочком.)
В этой игре можно называть имя, настроение, добрые слова, делать комплименты, а так же играть в игру «Назови три предмета» (обобщать знания по лексическим темам). Также в игре можно передавать платочек за спиной, а ведущий должен угадать, у кого остался платочек.
«Снежки»
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок лепили,
И в кого-нибудь запустили.
Игра «КУ-ку!»
Дети держат платочек за верхние уголки перед лицом: в этом положении они «спрятаны». Хором говорят: «Ку-ку!», опускают платочек и появляются со смешной гримасой на лице. Повторить несколько раз. Можно мальчиков поставить перед девочками, чтобы дети веселили друг друга.
Игры можно объединить!
• 5. Дерево
Дерево 4 сезона
Данная игра формирует эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, умение замечать изменения в природе, видеть многообразие и красоту природы.
Первая часть представляет собой дерево зимой. На него дети могут прилепить снежинки, зимующих птиц и т. п. из фетра.
Вторая часть окрашена в светло-зеленый цвет, представляет дерево весной. На нем могут располагаться листочки зеленого цвета, а также розовые цветы – цветение яблони.
Третья часть сектора окрашена в зеленый цвет, представляет «дерево летом». В этом секторе расположены фрукты на дереве.
Четвертая часть сектора окрашена в оранжевый цвет, представляет собой дерево осенью. На нем могут располагаться листочки, желтого, оранжевого, красного цвета.
На каждом секторе есть атрибуты, соответствующие определенному времени года.
Пособие может обновляться новыми экспонатами: (всё зависит от того, какие задачи ставит педагог).
Дидактические игры
«Найди все зеленые картинки»
Цель: развивать у детей младшего дошкольного возраста представления о цвете.
Игровое правило: Дети подбирают картинки определенного цвета.
«Чего не стало» Цель: развивать у детей память, внимание.
Игровое правило: На дереве размещаются разные картинки. Дети запоминают их, после чего, воспитатель убирает одну или несколько. Дети должны угадать какую картинку спрятал педагог.
«Угадай время года»
Цель: формировать умение устанавливать связи между явлениями природы и временами года, делать обобщения, называть их в речи.
Игровое правило: Дети отгадывают по признакам, выложенным на столе (желтые листья, снег, и т. п., загаданное время года.
«Последовательность времен»
Цель: Формировать у детей представления о чередовании времен года.
Игровое правило: Ребенку предлагается определить последовательность событий, относящихся к смене времен года. Например, зимой был снег, деревья спали; весной деревья начали просыпаться, зацвели деревья и трава; летом из цветов появились плоды; осенью плоды созрели. Так же можно использовать куклу и рассказать о том, как проходит год.
«Что лишнее»
Цель: продолжать формировать умение устанавливать связи между явлениями природы и временами года.
Игровое правило: На части дерева, определенного времени года, находятся картинки, не соответствующая этому времени года. Ребенку нужно ее найти и объяснить свое мнение.
«Посчитай и сравни»
Цель: учить счету в пределах 10, учить сравнивать количество предметов между собой.
Игровое правило: используются съемные элементы без дерева (или с деревом). Воспитатель раскладывает перед ребенком от 2 до 6 видов элементов (листья зеленые и оранжевые, яблоки зеленые и красные, снег, цветы) в любом количестве от 1до 10. Ребенку предлагается поставить знак «больше», «меньше», «равно» между группами предметов.
«Путаница»
Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи в природе. Игровое правило: на дерево определенного времени года вывешивается картинка другого времени года. Ребенок должен объяснить, почему этого не может быть ( например: рыжая белка попала в зиму. Сможет ли она выжить зимой с такой окраской? И почему)
«Год начинается с зимы»
Цель: формировать умение слушать произведения искусства, запоминать услышанное, анализировать поэтический текст.
Игровое правило: Воспитатель читает стихотворение «Год начинается с зимы.» и по ходу чтения стихотворения, ребенок раскладывает на дереве те элементы, о которых упоминается в стихотворении. С усложнением можно играть так: воспитатель прочитывает текст, а потом ребенок по памяти раскладывает элементы. Еще более сложный вариант предполагает разучивание ребенком стихотворения и самостоятельную игру.