Горяева Надежда
Консультация для воспитателей на тему «Профессиональная позиция педагога в формировании детской игровой активности».
▼ Скачать + Заказать документы
К старшему дошкольному возрасту игра становится совместным видом деятельности дошкольников. Как правило, дети включены в игровые объединения от двух до четырех-пяти человек, которые становятся устойчивыми по составу. Устойчивость игрового объединения косвенно характеризует удовлетворенность ребенка игровой деятельностью и отношениями со сверстниками. Общение детей становится необходимым условием возникновения и существования игры как совместной деятельности. Поэтому игровой процесс старших дошкольников выглядит как метакоммуникация – постоянный переход из плана игровых отношений в план реальных отношений, обеспечивающих организацию и осуществление игровых действий, проникновение в замысел и намерения партнера, реализацию замыслов.
Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Профессиональная позиция педагога в формировании детской игровой активности“,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Следовательно, игра может рассматриваться как интегративная деятельность ребенка, в которой действия в воображаемом плане неразрывно связаны с общением, направленным на их организацию и осуществление.
Задачей воспитателя является : создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной, включающей игру. Способствовать самостоятельному построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения через построение новых творческих сюжетов. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера. Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр.
Воспитателю следует учитывать, что у детей старшего дошкольного возраста складывается собственная игровая субкультура. В детской игровой субкультуре представлены игры на темы, которые эмоционально захватывают детей, вызывают активный интерес. Девочки старшего дошкольного возраста интересуются волшебными историями, сказками, главная героиня которых- красавица, принцесса, а события, происходящие с ней, заканчиваются свадьбой. Подобные события происходили в играх девочек на протяжении многих столетий. Современная субкультура делает главной героиней игр девочек куклу Барби. У мальчиков сюжеты игр иные: в них находит отражение типичная для волшебной истории или сказки последовательность событий – это угроза или препятствие, с которым сталкивается герой, необходимость борьбы с этой угрозой, сама борьба и победа над неким врагом. Отсюда в творческих играх мальчиков преобладают военизированные сюжеты, которые тесно связаны с тематикой современных мультсериалов и боевиков.
Игры, самостоятельно возникающие в детской субкультуре, нередко несут в себе «недетское» содержание, элементы агрессии. Воспитатели часто прибегают к прямому запрету таких игр, которые им представляются опасными для самого ребенка и окружающих его детей. Данная позиция представляется не совсем верной, так как приводит к тому, что запрещенная игра скрывается от глаз взрослых, но продолжает существование в детском обществе. Поэтому важно, чтобы воспитатель имел представление о субкультуре современных дошкольников.
Мы в своей группе беседуем с детьми о понравившихся героях, событиях, помогаем детям формировать оценочное отношение к героям и их приключениям, способствуем выражению эмоций в рисунках. При необходимости стараемся переключить ребенка с агрессивной игры на другую деятельность, не оценивая происходящего. Нужно помнить, что не зависимо от обстоятельств игра является той сферой жизнедеятельности ребенка, которая не подлежит педагогической оценке, так как ребенок играет для себя, ради своего удовольствия.
Ведущим условием организации сюжетно-ролевой игры является создание развивающей предметно-игровой среды. Игра старшего дошкольника постепенно освобождается от ситуационной связанности внешней обстановкой, действия ребенка начинают в большей мере зависеть от замысла, которым он мотивирует преобразование предметно-игровой среды. Старшие дошкольники становятся менее зависимыми от игрушек и игрового материала, специально созданного для обслуживания игры.
Игровые замыслы детей 5-7 лет разнообразны, поэтому мы в своей группе размещаем игровой материал таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы». Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу – крупным или мелким универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место. Дети начинают сооружать пространство для игры из любых подсобных материалов – диванных подушек, перевернутых стульев, стола, накрытого отрезом ткани и т. д.
Универсальные игровые макеты стараемся располагать в местах, доступных для детей. Они должны быть переносными, чтобы дети имели возможность играть на столе, на полу, в любом удобном месте. Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещаем в коробках, поблизости от макетов – так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен» по желанию играющих.
У детей проявляется стремление как в реалистичности игрушки, так и к ее условности, что обеспечивает разнообразие игровых тем и активность воображения. «Полные» сюжетообразующие наборы-макеты типа «Лего» (замок, кукольный дом с персонажами и детальным мелким антуражем) могут быть предоставлены детям, но надо иметь в виду, что они в меньшей мере способствуют развертыванию творческой игры, нежели универсальные макеты, которые «населяются» и достраиваются по собственным замыслам детей.
Костюмы для использования в сюжетных играх становятся все более универсальными. Поэтому мы располагаем на кронштейне халатики для игр «Больница» и «Парикмахерская», элементы одежды, связанные с различными профессиями и сказочными персонажами. Сами костюмы не должны иметь жесткой привязанности к конкретным сюжетам.
Важно иметь набор атрибутов для использования в разнообразных играх: географические карты, игрушечные мобильные телефоны, наушники, диски, клавиатура для компьютера, пульт дистанционного управления, игрушечная бытовая техника, бинокли, микрофоны и др.
Можно поставить в группе коробку с пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и других материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов. Кроме того, желательно включить альбомы, книги-самоделки с описанием последовательности изготовления различных игрушек для расширения содержания игр, а также ножницы, клей, скотч, фломастеры и т. п. Важно поддерживать инициативу ребенка в изготовлении атрибутов для игр, предлагать дополнить игровые материалы новыми, самостоятельно изготовленными игрушками.
Уважаемые педагоги, а сейчас предлагаю вам принять участие в решение педагогических ситуаций, связанных с организацией театрализованной деятельности старших дошкольников.
Ситуация 1. Дети решают разыграть сказку «Колобок», распределяют между собой роли, и одному ребенку роль не достается. Со словами «Я тоже хочу играть!» расстроенный ребенок садится на стул. Каковы будут ваши дальнейшие действия по оптимизации данной игровой ситуации? Ваши рекомендации по предупреждению подобных ситуаций в группе детского сада.
Ситуация 2. После полдника дети занимаются свободными играми. Один ребенок решает разыграть сказку, берет в руки куклы би-ба-бо и приглашает других детей принять участие. Но дети заняты своими играми и не откликаются на возникшее предложение. Какова будет ваша реакция на сложившуюся ситуацию? Спрогнозируйте свои действия.