Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста»

Светлана Астанина
Консультация для воспитателей «Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогическими условиями формирования навыков общения у детей раннего возраста в условиях ДОО являются :

реализация субьект-субьектных отношений во взаимодействии с детьми раннего возраста с целью формирования навыков общения;

использование игр и специальных организационных ситуаций, направленных на формирование навыков общения у детей раннего возраста (игры в парах, совместные игры с несколькими партнёрами, пальчиковые игры, хороводные игры, игры с правилами, совместные игры с предметами);

реализация индивидуального подхода к детям в ходе формирования у них навыков общения.

Публикация «Консультация для воспитателей „Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста“» размещена в разделах

Раскроем представленные педагогические условия :

Первое педагогическое условие - реализация субьект-субьектных отношений во взаимодействии с детьми раннего возраста с целью формирования навыков общения.

Л. Н. Павлова отмечает, что «воспитатель это взрослый, который всегда открыт и доступен ребенку, откликается на его инициативу, стремление получить поддержку. Особенно часто малыши обращаются за поддержкой, когда испытывают дискомфорт. Также поддержка нужна маленькому ребенку и при положительных переживаниях, когда малыш радуется или удивляется чему-либо, взрослый радуется и удивляется вместе с ним. Важнейшей потребностью ребенка в раннем возрасте является потребность в сотрудничестве со взрослым» [45, с. 49].

Воспитатель выступает как равноправный партнёр в играх и занятиях детей. Взрослый не диктует малышам, что они должны делать, а предлагает выбор игр и занятий, ведет себя, как их равноправный участник. При этом он может присесть рядом с детьми на маленький стульчик или на ковер, выбирая позицию «глаза на одном уровне». Принимая участие в совместной деятельности с детьми, воспитатель хвалит их за успехи, старание и настойчивость. Воспитатель должен постараться расширить круг интересов ребенка, пробудить интерес к новым видам деятельности, к совместной игре с другими детьми.

Чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к самому себе воспитатель должен создавать условия, чтобы малыш чувствовал, что его любят и всегда готовы придти на помощь. Воспитатель может использовать имя ребенка в играх, потешках, песенках. В групповом помещении можно разместить фотографии детей, так чтобы каждый малыш мог увидеть, узнать себя на фотографии, показать ее детям и взрослым. Можно также оформить альбом, в котором собраны семейные фотографиями детей, групповые снимки и пр. [46, с. 119]

Второе педагогическое условие - использование игр и специальных организационных ситуаций, направленных на формирование навыков общения у детей раннего возраста (игры в парах, совместные игры с несколькими партнёрами, пальчиковые игры, хороводные игры, игры с правилами, совместные игры с предметами).

В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение ребенка со сверстниками. Однако, по словам Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой «для полноценного общения детей раннего возраста, для становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе опыт посещения детского сада или яслей не дает существенной прибавки к социальному развитию ребенка» [47, с. 11].

Для возникновения общения детей раннего возраста друг с другом необходима правильная, целенаправленная организация детского общения, которую может осуществить воспитатель детского сада.

Работа воспитателя, направленная на развитие общения детей раннего возраста со сверстниками, предполагает решение следующих задач: привлечение внимания детей друг к другу, поддержка их интереса к сверстникам; стимулирование эмоциональных контактов ровесников, сближающих их друг с другом; организацию предметного взаимодействия между детьми.

Исследования Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой показали, что правильно организованное общение со сверстниками имеет большое значение для социально-личностного развития ребенка. Воспитатели должны стремиться к созданию благоприятного эмоционального климата в группе, помогать детям налаживать положительные взаимоотношения друг с другом. Опыт показывает, что в группах даже самых маленьких детей, где педагоги уделяют специальное внимание их общению, малыши жизнерадостны, мало ссорятся, любят наблюдать за игрой ровесников, умеют играть рядом или вместе друг с другом. Для побуждения детей к общению со сверстниками следует использовать самые разные ситуации их жизнедеятельности: режимные моменты, свободную игру, групповые занятия, специально организованные игры.

Эмоционально положительная атмосфера, поддерживаемая воспитателем в течение всего дня, помогает детям лучше узнать друг друга, способствует доброжелательному отношению между ними [47, с. 17].

Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова предлагают: «хорошее настроение малышей, расположение их друг к другу нужно поддерживать с момента прихода в детский сад. Предложить детям поздороваться друг с другом, называя каждого ребёнка по имени, обратить внимание на красивую одежду. Если в групповой комнате уже есть дети, привлечь их внимание к вновь пришедшему ребёнку, предложить им поздороваться, а перед уходом сказать «до свидания», помахать ручкой. Во время режимных моментов обращать внимание малышей на то, как каждый из них хорошо умывается, кушает, одевается» [47, с. 18].

В течение дня можно использовать чтение потешек, пение песенок, упоминая в них имя каждого ребёнка. Организовывать совместное рассматривание детьми семейных фотографий, беседы о родителях, празднование детских дней рождений.

Хорошим приёмом, сближающим детей, является просмотр детских работ (рисунков, поделок из пластилина, построек из кубиков и пр.). Воспитатель собирает вокруг себя детей, хвалит каждого, побуждает их хвалить сверстников.

Необходимо привлекать внимание к эмоциональному состоянию друг друга. Побуждать детей радоваться вместе со сверстником. Проявлять сочувствие.

Сближению детей служит совместное наблюдение за различными событиями и явлениями, естественно возникающими в течение дня. Это может быть наблюдение за тем, как умывается кошка на дорожке, как чистит пёрышки птичка на дереве, как идёт дождь, как гуляют дети и пр. Предложить детям рассказать друг другу об увиденном [47, с. 24].

Обогащение коммуникативно-деятельностного опыта осуществляется в повседневном общение детей со сверстниками. Важное значение здесь имеют речевые игры и общение организованное воспитателем в детском саду.

В два года дети общаются, используя двух-трёх словные грамматически не оформленные фразы, сопровождая речь мимикой, жестами, движениями. В три года это уже человек, который внятно общается на родном языке, вступает в общение и взаимодействие со сверстниками, имеет достаточно широкий кругозор и интересуется миром вокруг себя.

Речь сопровождает все виды деятельности детей раннего возраста – двигательной, изобразительной, музыкальной, познавательной. Очень важны речевые игры, которые организует взрослый. В этих играх взрослый побуждает детей к игровому и речевому взаимодействию со сверстниками. Главное место в этих играх отводится такой форме общения, как диалог. Речевые игры, развивающие общение детей со сверстниками, охватывают область непосредственной образовательной деятельности и формы педагогической поддержки самостоятельной деятельности детей.

Задачами речевых игр становятся: вовлечение детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, вовлечение детей в общий разговор, учить вести диалог, побуждать детей совместно разыгрывать игровые сценки, побуждать детей вступать в парное взаимодействие со сверстниками, ориентироваться друг на друга, развивать у детей понимание речи, активизировать словарь [47, с. 26].

Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова рекомендуют «в перерывах между режимными моментами, на прогулке, во время свободной деятельности детей проводятся специальные игры и занятия, способствующие развитию общения со сверстниками. Эти игры должны стать привычными и желанными для детей. Эмоциональным центром таких игр становится воспитатель. Участие каждого ребёнка в такой игре должно быть добровольным. Если ребёнок стесняется, то ему даётся возможность просто понаблюдать за игрой сверстников» [47, с. 29].

Игры, которые вносят вклад в становление положительных взаимоотношений между детьми можно разделить на несколько групп:

1) Игры в парах. Это наиболее простой вид взаимодействия малышей. Они способствуют пробуждению интереса ребёнка к внешнему виду сверстника, его действиям приобретению первого опыта совместной деятельности на основе обмена положительными эмоциями. Эти игры основаны на непосредственном взаимодействие детей без использования предметов. В центре этих игр находится взрослый, который предлагает малышам повторять за ним те или иные движения и звуки. Во время игры дети могут сидеть на стульчиках, на коврике или на коленях у взрослого лицом друг к другу.

2) Совместные игры нескольких детей. Эти игры требуют от детей большой собранности и самостоятельности. Они помогают малышам пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально – практическое взаимодействие с группой сверстников. Совместные игры должны строиться на простых, хорошо знакомых детям движениях.

Во время игр важно не допускать перевозбуждения детей. Следует соблюдать баланс между подвижными, эмоционально насыщенными и более спокойными играми.

3) Пальчиковые игры. В этих играх дети могут подражать друг другу. Они способствуют сближению детей, учат согласовывать движения. Пальчиковые игры можно организовывать в любое время дня, чередовать с подвижными. С помощью пальчиковых игр воспитатель может занять всю группу детей.

4) Хороводные игры. Они созданы по образцу народных игр и построены на основе сочетания простых повторяющихся движений со словом. В хороводных играх создаются условия для развития у ребёнка умения согласовывать свои действия с действиями партнёра. По своему характеру они близки к играм – забавам.

5) Игры с правилами. В этих играх у детей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью. В ходе таких игр дети овладевают элементами ролевого поведения, учатся преодолевать робость, внутреннее напряжение.

6) Совместные игры с различными предметами и игрушками. В ходе совместных предметных игр можно прятать игрушки, играть в мяч, собирать и разбирать пирамидки, делать различные постройки из кубиков, выкладывать фигурки из мозаики, рисовать на больших листах бумаги и т. д. Игрушки для совместных игр должны быть хорошо знакомы малышам, чтобы они не провоцировали повышенный интерес к ним и конфликты. Важно привлечь детей к совместной игре с данным предметом и показать, что в одиночку играть не так интересно.

7) Игры–драматизации. Данные игры являются, с одной стороны, увлекательным зрелищем для малышей, а с другой – средством формирования эмоционально-нравственных основ их поведения. Центральное место здесь занимает активное общение детей с игрушками, которые в руках взрослого превращаются в персонажей спектакля. Содержанием спектакля могут служить доступные малышам народные сказки, рассказы стихотворения или сценки из повседневной жизни самих детей. Начинать игры-драматизации лучше всего с показа хорошо известных малышам и любимых ими сказок. Сначала сказка разыгрывается воспитателем с помощью игрушек. При повторном показе взрослый привлекает детей в качестве участников. Сказка для маленьких детей должна иметь простой сюжет и включать повторяющиеся действия и слова, чтобы дети могли легко запомнить и повторить их.

В ходе игр следует как можно чаще ласково обращаться к малышам, делая акцент на том, как хорошо они играют вместе [47, с. 35-47].

Третье педагогическое условие - реализация индивидуального подхода к детям в ходе формирования у них навыков общения.

По словам С. Н. Теплюк: «В детском саду воспитатель должен создать атмосферу доброжелательности и доверия между взрослыми и детьми, чтобы каждый ребёнок, придя в детский сад, испытывал эмоциональный комфорт, имел возможность свободно выражать свои желания, удовлетворять потребности. Для этого, общаясь с детьми раннего возраста, воспитателю необходимо проявлять искренность, воспринимать ребёнка без каких-либо условий, но не исключать замечаний за неправильное поведение» [48, с. 29].

Для создания в группе эмоционально благополучной атмосферы не будет лишней и эмоциональность воспитателя. Теплота, отзывчивость, яркая выразительная речь взрослого вызывают расположение к нему детей. Воспитатель должен всегда находиться рядом с детьми, рассказывать им сказки, читать стихи. В общении с таким воспитателем ребенок приобретает собственный эмоциональный опыт. Воспитатель должен уважать личность каждого ребёнка. В повседневном общении с детьми воспитатель обращается к каждому ребенку по имени, вежливо и доброжелательно отвечает на вопросы и просьбы детей, проявляет внимание к успехам и неудачам малыша [49, с. 31].

Н. М. Толкова рекомендует «воспитателю установить доверительные отношения с детьми. Этому способствуют ласковые, доброжелательные обращения к ребенку. Ласки, поглаживания, объятия могут стать частью ритуала в группе при приеме детей, при прощании. Воспитатель либо сам инициирует такое эмоциональное общение с ребенком, либо откликается на проявления такой инициативы со стороны ребенка». Маленькие дети по-разному выражают потребность в ласке взрослого. Один выражает эту потребность сам, подойдя и прижавшись к взрослому, другой стесняется обратиться за лаской, но охотно принимает ее, когда взрослый обнимает его или берет на руки. При установлении эмоциональных контактов необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Встречаются дети, которые избегают физического контакта даже с близкими. В этом случае следует найти другой способ установления доверительных отношений с такими детьми (игра, беседа, совместная деятельность, сопровождающиеся ласковой речью, поощрениями) [50, с. 493-495].

Таким образом, для возникновения общения детей раннего возраста друг с другом необходима правильная, целенаправленная организация детского общения, которую может осуществить воспитатель детского сада. Переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Именно взрослый помогает ребенку открыть сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам, организовать игровую деятельность. Организованная совместная игра детей может способствовать развитию их содержательного общения.

Список литературы:

1. Смирнова, Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками [Текст] / Е. О. Смирнова. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 192с.

2. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е. О. Смирнова. – М. : Академия, 2016. – 160с.

3. Репина, Т. А., Стеркина, Р. Б. Общение в детском саду и семье: монография / Т. А. Репина, Р. Б. Стеркина. – М. : Педагогика, 2016. – 152с.

4. Теплюк, С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трёх лет [Текст] / С. Н. Теплюк. – М. : Мозаика–Синтез, 2015. – 144с.

5. Теплюк, С. Н. и др. Дети раннего возраста в детском саду [Текст] / С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина, М. Б. Зацепина. – М. : Мозаика–Синтез, 2016. – 112с.

6. Толкова, Н. М. Педагогические условия развития общения детей раннего возраста в доме ребенка [Текст] / Н. М. Толкова // Молодой ученый. - 2015. - № 1. - С. 493-495.

7. Смирнова, Е. О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста [Текст] / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. – М. : Мозаика–Синтез, 2017. – 160с.

8. / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. – СПб. : Детство–пресс, 2018. – 380с.

9. Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: методическое пособие [Текст] / А. Г. Арушанова. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 80с.

10. Лисина, М. И. и др. Развитие общения со сверстниками [Текст] / М. И. Лисина, Л. Н. Галигузова, Я. Царегородцева // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 3. - С. 47–51.

11. Лисина, М. И. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии [Текст] / М. И. Лисина – М. : Просвещение, 2016. – 286с.

12. Холмогорова, В. М. Межличностные отношения дошкольников [Текст] / В. М. Холмогорова, Е. О. Смирнова. – М. : Владос, 2015. – 160с.

13. Сушкова, И. В. Социально– личностное развитие: анализ программ дошкольного образования [Текст] / И. В. Сушкова. – М. : Сфера, 2018. – 128с.

15. Павлова, Л. Н. Развивающие игры – занятия с детьми от рождения до 3-х лет [Текст] / Л. Н. Павлова. – М. : Академия, 2016. – 116с

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни»Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни» Консультация для родителей. "УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ".Приоритетной задачей дошкольного воспитания и образования является.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей "Условия успешной адаптации детей к ДОУ"При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей» Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей»Основным источником.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни»Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Тренажер «Little Better» для формирования навыков самообслуживвания у детей раннего возрастаТренажер «Little Better» для формирования навыков самообслуживвания у детей раннего возраста Цель. Формирование элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста Задачи. 1. Формировать у детей самостоятельность при.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста»
Опубликовано: 10 июня 2021 в 15:52
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Астанина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД